Для того чтобы наблюдать за этапами строительства новостройки, необходимо вникать в суть происходящего на площадке и за ее пределами. Если следить только за камерами на стройке, можно получить лишь одностороннее представление о работе девелопера.
Известно, что по темпам строительства новостройки можно судить о реализации проекта. Это действительно так?
Скорее да. Действительно, на работу застройщика можно ориентироваться, чтобы понимать — идет ли строительство по графику. Однако максимально точно определить, сдаст ли девелопер дом в срок — вряд ли удастся. Нужно понимать, что темпы строительства зависят от многих факторов. Тем не менее, данный способ может быть использован как один из каналов информации о проекте.
А веб-камеры на стройплощадках устанавливают специально для информирования дольщиков?
Трансляция из строящегося дома скорее дает клиентам состояние психологического покоя. Но обычный человек, который будет изучать ежедневно обстановку на стройплощадке, не будет понимать, что там творится. Разобраться в процессах, происходящих на стройке, под силу профессионалам. Если же дольщики будут слишком пристально изучать видеотрансляции, у них будут возникать вопросы о том, чем на самом деле на стройке занимаются рабочие. Ведь на коротком временном отрезке определить изменения очень сложно. А вот если смотреть картинку редко, то изменения будут видны.
Профессионалы как раз смотрят трансляции гораздо чаще. Руководители строительных компаний редко держат свои офисы прямо на стройплощадках. Для того чтобы контролировать ход работ, управленцам удобно размещать видеокамеры на объектах. Так топ-менеджер крупной компании может получать информацию сразу с нескольких площадок, которые находятся в городе или даже разбросаны по области. На самом деле видеотрансляции придумали для девелоперов, а не для покупателей, как думают многие.
Правда, что большинство застройщиков публикуют отчеты о темпах строительства?
Правда. Многие застройщики с определенной периодичностью публикуют на своих сайтах материалы, рассказывающие о положении дел на территории застройки. Чаще всего это фото- или видеоматериалы вместе с комментариями представителей данной компании. В них сообщается о том, что конкретно было сделано за последнее время, какие результаты достигнуты.
При всем удобстве этого метода не стоит спешить с выводами. Застройщик, конечно же, опишет все в радужных тонах, у него для этого есть даже специально обученные люди — они работают в отделе маркетинга. На стройплощадке может ничего не происходить долгое время, при этом сотрудники компании подадут информацию под нужным им углом. Фотограф найдет и снимет нужные изменения, дизайнер качественно обработает фото, а копирайтер напишет о трудных согласованиях документации с местными структурами власти и других, невидимых для дольщиков, работах.
Можно ли приехать на стройку и посмотреть, что там происходит? Застройщик не будет препятствовать?
Приехать на стройку для изучения ситуации можно. Застройщик не будет вам препятствовать и даже выделит каску, чтобы было безопасно на стройплощадке. Такими экскурсиями, как правило, занимаются представители отдела продаж, находящиеся в просмотровом офисе на конкретном объекте. Вы можете ходить по объекту, спрашивать у сотрудника компании, который будет в это время экскурсоводом, о любых нюансах. Можно подходить к прорабам, они также дадут свои профессиональные комментарии. Однако не самые честные застройщики и здесь могут пойти на хитрость. Экскурсии при таких обстоятельствах будут организованы по заранее созданному сценарию, и всевозможные слабые места вы просто не увидите — представитель отдела продаж не поведет гостей на эти участки. Тем не менее, этот способ изучения ситуации — самый информативный. Только на стройку часто не поездишь…
Кто-то говорил, что на форумах дольщиков всегда обсуждаются самые слабые места застройщиков. Все, что там пишут — верно?
Вряд ли информацию, распространяемую через форумы, можно назвать верной. Конечно, может появиться ощущение того, что там пишут конкретные покупатели, знающие положение дел намного лучше вас. Однако форум дольщиков может оказаться еще одной площадкой для оттачивания маркетинговых инструментов девелопера. Персонажи, которые засыпают комплементами конкретного застройщика, могут получать за это вознаграждение. Отрицательным отзывам также доверять не стоит. Возможно, их опубликовали люди, работающие на конкурирующий проект. Многие игроки рынка недвижимости, увы, не чураются подобной работы. Соответственно, доверять стоит только тем отзывам, за которыми стоят реальные люди, а не боты.
Получается — вникать в процесс необходимо?
Да, это так. Не выйдет смотреть на происходящее издалека. Нужно погружаться в процесс, даже если вам прежде не приходилось сталкиваться с подобными задачами. Разумеется, будет сложно ориентироваться во всем информационном потоке. Но ставки здесь слишком высоки, вы рискуете большой суммой денег. Нужно систематизировать работу: выбрать нужные информационные каналы, проверить, насколько они достоверны, посоветоваться со специалистами, составить график поездок на стройку. Только систематизированная работа позволит держать руку на пульсе.
Нужно ли застройщикам знакомить дольщиков с результатами работ?
В современных строительных компаниях понимают, что необходимо делать всю работу максимально открытой для клиентов. Тем более что сами покупатели хотят получать все больше информации. Многие игроки стараются привлечь клиентов путем организации различных масштабных событий на своих объектах. Условные дни открытых дверей не только дают информацию дольщикам, заплатившим за квартиры в данном конкретном объекте, но и всем прочим желающим, которые со временем также могут превратиться в покупателей. Все видят, что застройщик работает открыто, а это убеждает людей в правильности выбора.
Что остается вне поля зрения?
Постройка многоквартирного жилого дома — длительный процесс, включающий разные стадии. Не все из них можно показать клиенту. Получение разрешения на стройку, проектные работы, всевозможные экспертизы, работа по подведению коммуникаций, приемка объекта — все это вне поля зрения покупателя. Все эти стадии требуют времени. Строительные работы также могут быть непонятны обычному покупателю: некоторые процессы идут параллельно, а некоторые — друг за другом. При этом ряд работ может выполняться не в той последовательности, которая покажется дольщику интуитивно правильной. Также то, что на первый взгляд может представиться необоснованной задержкой, на самом деле будет особенностью работы в конкретной среде. Например, в Москве из-за транспортной ситуации достаточно сложно оперативно завозить на стройплощадку материалы. В удаленных же территориях задержки могут случаться из-за подвода коммуникаций. Существуют также отдельные особенности работы из-за погоды: на северных территориях, например, используются совсем другие технологии строительства. Нужно понимать, что в среднем срок возведения жилого комплекса занимает от года до двух лет. Для правильного понимания процессов нужно держать в уме все эти факторы.