Паспорт без проволочек. Процедура регистрации земельного участка упрощается

Со следующего года вступает в силу 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Новые правила регистрации недвижимости вносят принципиальные изменения в сфере регистрации прав и кадастрового учета.

Согласно новому закону, будет создана единая система регистрации прав на недвижимость и ее кадастрового учета, с которой будут иметь дело все государственные ведомства, юридические и физические лица. Главное новшество - создание Единого госреестра недвижимости (ЕГРН), который объединит существующие сейчас Единый госреестр прав на недвижимое имущество (ЕГРП) и госкадастр недвижимости (ГКН). Объединенная база данных должна устранить дублирование сведений, а главное, свести на нет ошибки, которые еще нередко случаются.

- Нововведения избавят людей от необходимости самостоятельно обращаться в органы государственной регистрации и кадастрового учета для внесения соответствующих изменений в ЕГРН, - рассказал "РГ" адвокат Национальной юридической службы Максим Самощенков. - Это значительно упростит и ускорит процедуру актуализации сведений, содержащихся в ЕРГН, обеспечит их своевременное изменение.

Сегодня этот процесс отнимает уйму времени: человек должен лично получить это решение, отвезти его в кадастровую палату, дождаться внесения изменений в Государственный кадастр недвижимости (ГКН), получить новый кадастровый паспорт, и только после этого он может обратиться в Росреестр, чтобы ему выдали новое свидетельство.

Со следующего года значительно упростится и ускорится процедура актуализации сведений, содержащихся в ЕРГН, обеспечит их своевременное изменение. "Для граждан это означает, что процедура изменения вида разрешенного использования земель в некоторых случаях теперь может заключаться в подаче заявления в орган местного самоуправления - администрацию города, района или сельского поселения, - пояснил Максим Самощенков. - После этого можно идти получать новый кадастровый паспорт и свидетельство о государственной регистрации права в МФЦ (многофункциональный центр государственных и муниципальных услуг) либо в отделение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по региону.

Чтобы исключить мошеннические действия с недвижимостью, органы ЗАГСа должны будут в течение трех дней направлять в Росреестр сведения о регистрации смерти физлиц, чтобы с принадлежащей им недвижимостью сложно было провести нелегальные сделки.

Как известно, хождение по инстанциям - самая дорогая процедура, которая отнимает у инвесторов немало времени. Причем это самая теневая сторона бизнеса. Согласно нововведениям, инвестор, который хочет зайти на приглянувшийся ему участок, исключается как правообладатель из цепочки участников подготовки документа - теперь это вопросы межведомственного взаимодействия. Как рассказали "РГ" в Росреестре, для бизнеса значительно проще будет оформить земельный участок.

Теперь органы государственной власти и местного самоуправления будут обязаны сами направлять в Росреестр необходимые сведения в ЕГРН в случае принятия ими решений об изменении вида разрешенного использования (ВРИ) земельных участков.

- Изменение вида разрешенного использования земельного участка и соответственно регистрация являются одной из наиболее актуальных проблем оформления земельно-правовых отношений и, соответственно, выступает в качестве важной составляющей эффективного администрирования в сфере управления земельными ресурсами, - рассказал "РГ" начальник Управления Росреестра по Москве Игорь Майданов.

Кстати

Законодательством установлен перечень случаев, когда проведение публичных слушаний не требуется. К примеру, если изменение ВРИ земельных участков предусматривает жилищное строительство. Или это связано с изменением видов разрешенного использования находящихся на них объектов капитального строительства, если они были утверждены до введения в действие ГрК РФ.