В 2019 году в сфере налогов произойдут определенные изменения. Одни из них будут направлены на снижение нагрузки в стране, а другие, наоборот, будут способствовать ее увеличению на бизнес. При этом в целом уровень фискального бремени в следующем году будет на уровне стран ОЭСР.
Главным позитивным изменением в сфере налогов следует признать гарантии со стороны государства о неизменности правил и процедур налогообложения в течение ближайших шести лет, начиная с 2019 года. Положительным для бизнеса является отмена налога на движимое имущество с 1 января. Сбор был введен в этом году, он уплачивается по ставке 1,1% от среднегодовой стоимости движимого имущества. Наличие этого бремени способствует сдерживанию инвестиционной активности предприятий. А ведь порядка 70–80% основных средств, числящихся на балансовом учете компаний, приходится на долю движимого имущества в виде вложений в оборудование, машины, механизмы, транспорт, вычислительную и измерительную технику и другие активы. Поэтому с отменой этого налога следует рассчитывать на рост капиталовложений предприятий в оборудование.
Прослушать новость
Еще одним послаблением для малого и среднего бизнеса в 2019 году станет возможность расширения сферы своей деятельности за счет изменения критериев перехода на упрощенную систему налогообложения (УСН). Такая возможность представляется малому бизнесу по причине повышения лимита выручки с 60 млн рублей до 150 млн рублей. По нашим оценкам, порядка 16–18 тыс. предприятий с 2019 года смогут перейти с общего режима на УСН, что, безусловно, будет способствовать снижению их фискального бремени.
К числу значимых мер налогового регулирования и администрирования следует отнести инвентаризацию налоговых льгот и преференций на предмет их эффективного применения. Налоговые послабления, действующие в России, недостаточно стимулируют вовлечение предприятий в инновационную деятельность. Наличие большого числа неэффективных льгот создает предпосылки для сокрытия доходов. Послабления должны быть существенными, выгодными, продолжительными и стабильными, для того чтобы способствовать созданию и развитию огромного количества инновационных структур.
Несмотря на некоторые позитивные для предпринимателей преобразования в налоговой сфере, в 2019 году не получится избежать некоторого роста налоговой нагрузки на бизнес и граждан. Так, например, повышение с 1 января федерального и регионального минимального размера оплаты труда (МРОТ) до величины прожиточного минимума потребует увеличения заработных плат. Это в конечном итоге приведет к росту налоговых отчислений и налоговой нагрузки по НДФЛ и страховым взносам, так как размер этих сборов напрямую зависит от величины оплаты труда. При этом, безусловно, повышение МРОТ до прожиточного минимума — важная социальная мера.
Также с 1 января 2019 года вырастет налог на добавленную стоимость (НДС) — с нынешних 18 до 20%. При этом льготная ставка НДС в размере 10% останется на прежнем уровне, что не скажется на росте цен товаров первой необходимости и повседневного спроса. Также следует отметить, что повышение НДС не затронет малый бизнес, который переведен на специальный налоговый режим.
Увеличение налога на добавленную стоимость обеспечит дополнительные поступления в бюджет в размере 620 млрд рублей. Однако рост сборов на 2 процентных пункта в текущих условиях будет болезненным. Повышение НДС разгонит инфляцию на 0,8–1,2 п.п. Поэтому от государства потребуются дополнительные меры поддержки отечественных предприятий.
Еще одним новшеством станет появление налога на профессиональный доход для самозанятых, уплачиваемый по упрощенной схеме без составления и представления отчетности в ФНС. Новый сбор вводится в пилотном режиме в четырех регионах страны — Москве, Московской и Калужской областях, а также Республике Татарстан. Налог по низкой ставке необходим для вывода самозанятых из «тени», а также для увеличения поступлений в бюджет. Размер сбора будет зависеть от того, кому самозанятые граждане оказывают услуги. Если физическим лицам, то ставка составит 2,5% от дохода, если же юридическим лицам — то 4,5%.
Для стимулирования роста инвестиций и инноваций необходимо участие государства. Прямая господдержка должна осуществляется в формах целевого финансирования, выделения грантов, частно-государственного партнерства. Косвенные методы госпомощи реализуются через льготы и преференции предприятиям, осуществляющим инновационные проекты или венчурные вложения. При этом акцент в пользу тех или иных форм поддержки должен быть смещен на косвенные методы регулирования. Такой подход делает бизнес-среду более конкурентоспособной и мотивированной на дальнейшее развитие. К тому же активизируются рыночные механизмы, направленные на развитие отраслей экономики в нужном обществу направлении.
Автор — доцент РАНХиГС
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции