Нужно ли оплачивать вызов электрика или сантехника, если при этом собственник квартиры уже платит ежемесячные взносы?
Как правило, конфликты с ТСЖ или управляющей компанией у жильцов дома возникают из-за необоснованно высоких, на взгляд собственников, ежемесячных платежей. Кроме того, жильцы нередко задаются вопросом, должны ли они оплачивать вызов и работу электрика или сантехника для проведения мелкого ремонта. А если речь идет о дополнительных услугах – например, о замене размагниченных карточек для входа, ремонте домофонов в квартире или замков в почтовых ящиках? Нужно ли платить в этих случаях, и есть ли какая-то альтернатива? Эти вопросы мы задали нашим экспертам.
За все услуги надо платить, но один раз Многие жильцы многоквартирных домов задаются вопросом, надо ли платить за адресные услуги УК и ТСЖ – например, за починку крана штатным сантехником. Ведь собственник жилья и так уже ежемесячно платит взносы. Справедливо ли это, если электрик или другой мастер из управляющей компании выставляет счёт за мелкий ремонт, не должна ли эта услуга быть бесплатной?
Дмитрий Мацкевич, генеральный директор управляющей компании «Техстрой» девелоперской группы «Сити-XXI век», замечает, что бесплатных услуг сегодня, по большому счету, нет вообще, ведь ежемесячно жители оплачивают услуги по ремонту и содержанию здания, будь то ТСЖ или управляющая компания. «Если конкретизировать – жители не оплачивают устранение аварийных поломок и тому подобные случаи. В остальных случаях работа оплачивается по установленному тарифу. Платным является не сам вызов, а те услуги, которые оказывает специалист. Перечень обязательных услуг по содержанию прописан в постановлении 170 «Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда» Госстроя», – рассказал эксперт.
Светлана Матвеева, заместитель генерального директора по правовым вопросам «МИЭЛЬ-Сеть офисов недвижимости», пояснила, что перечень услуг и размер взносов за них определяются на общем собрании членов ТСЖ. Там же устанавливается порядок оплаты мелкого ремонта – в рамках взносов или «на месте». «Например, на общем собрании жильцов постановили, что в сумму взносов будет входить оплата услуг электрика или сантехника. В этом случае, если владельцу квартиры необходимо будет заменить розетку или выключатель, ему не придется дополнительно оплачивать эту работу, так как она уже внесена в состав членских взносов. То же самое можно сказать и о более мелких услугах, замене замков на почтовых ящиках, изготовлении новых магнитных ключей. Чаще всего работы электрика, сантехника и другие мелкие бытовые услуги включаются в состав взносов в домах более высокого класса, например, премиум», – рассказала эксперт.
Дмитрий Мацкевич (УК «Техстрой» девелоперской группы «Сити-XXI век») также подчеркнул, что тарифы для каждого жилого комплекса устанавливаются индивидуально. «Это зависит, в том числе, от сложности эксплуатационных систем и оборудования. Можно предположить, что чем сложнее системы (а в элитном ЖК они сложнее), тем тарифы будут выше. Разница только в тарифах – перечень обязательных работ в рамках тарифа является неизменным», – рассказал эксперт.
При этом у жителей многоквартирных домов всегда существует альтернатива – они могут воспользоваться и услугами других компаний, которые занимаются бытовыми проблемами.
По словам Дмитрия Мацкевича, владелец квартиры вправе вызвать специалиста из любой организации, которой он доверяет или которая оказывает услуги по более привлекательным ценам. «Обращу внимание, что тарифы на такие услуги устанавливает не управляющая компания. Например, для жилого комплекса «Краски жизни» в Видном это делает администрация Ленинского района», – подчеркнул эксперт.
Если просят заплатить Мы попросили участников рынка недвижимости ответить на вопрос, куда можно пожаловаться, если речь идет об уже оплаченных через ежемесячные взносы услугах, условно «бесплатных», а вызванный мастер или диспетчер всё равно требуют заплатить? Если же ежемесячная плата за услуги не взимается, то есть они являются условно «платными» и на них есть какой-то прайс-лист, то могут ли собственники жилья не согласиться с этим прайсом и внести в него корректировки?
«На перечень платных услуг есть прейскурант, который обычно размещается на сайте ТСЖ или на стендах, – говорит Светлана Матвеева («МИЭЛЬ-Сеть офисов недвижимости»). – То есть он должен находиться в свободном доступе и быть донесен до сведения жильцов дома. Если какие-то услуги входят в состав членского взноса, например, оплата работ сантехника, а вызванный мастер или диспетчер требует за них дополнительную плату, то необходимо написать заявление на имя председателя ТСЖ. Если собственники квартир не согласны с прейскурантом, они могут вынести обсуждение данного вопроса на общее собрание».
Таким образом, можно подытожить, что все услуги от ТСЖ и УК, в общем-то, всегда являются возмездными. Исключение составляют те варианты, когда, например, работа специалиста уже была включена в размер взносов, тогда второй раз за такие услуги деньги с Вас требовать не должны. Но такой вариант, когда «всё уже включено», обычно встречается в ЖК более высокого класса. Ну а если вы не согласны с прейскурантом, этот вопрос нужно вынести на общее собрание. Таким образом, проблема, если рассмотреть ее поближе, является вполне решаемой цивилизованными методами и не стоит лишних конфликтов.