Глава региона Олег Кувшинников выступил на парламентских слушаниях в Совете Федерации, посвященных проекту бюджета на будущий год и плановый период 2018-2019 годов.
Участие в обсуждении под председательством спикера СФ Валентины Матвиенко приняли Министр финансов Антон Силуанов, Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова, руководители федеральных и региональных органов государственной власти, представители научного и экспертного сообщества.
По словам Валентины Матвиенко, Совет Федерации уделяет исключительное внимание вопросам финансового положения регионов. Палата подготовила и разослала в регионы аналитический доклад об основных направлениях государственной региональной политики.
«Ситуация здесь непростая. Государственный долг субъектов Федерации растет. К концу года ожидается почти на уровне 2,5 триллионов рублей», - сказала спикер верхней палаты.
Выступая с докладом о межбюджетных отношениях, Губернатор Вологодской области напомнил: в период экономического кризиса 2008 года Вологодчина попала в тяжелейшее положение. Прибыль предприятий сократилась в 4 раза, доходы бюджета упали вдвое. Для выполнения социальных обязательств регион был вынужден привлекать дорогостоящие, в том числе коммерческие кредиты. К 2012 году госдолг области практически приблизился к собственным доходам.
«Главной нашей задачей в посткризисный период стало обеспечение сбалансированности бюджета, и за последующие пять лет мы делали все возможное, чтобы остановить рост государственного долга и снизить его объем», - пояснил Олег Кувшинников.
Для достижения этих целей были отменены неэффективные региональные налоговые льготы, оптимизированы непервоочередные расходы бюджета, улучшено администрирование доходов, частично легализованы теневые доходы бизнеса и населения. За 5 лет бюджетный эффект от проводимой работы оценивается в 12 млрд. рублей. Кардинально изменился и подход к бюджетным тратам: оптимизированы неэффективные и непервоочередные расходы на 15,5 млрд. рублей.
Фактически, начиная с 2012 года, регион был вынужден «заморозить» расходы на уровне 60 млрд. рублей. При этом оплата труда за эти годы выросла на 19%, объем дорожных фондов – в 6 раз, платежи неработающего населения в фонд ОМС – в 2 раза. Вологодчине удалось покинуть двадцатку субъектов РФ с наибольшим государственным долгом, а также выполнять условия соглашений с Министерством финансов по замещению коммерческих кредитов бюджетными и сокращению государственного долга.
«Вологодская область действительно оказалась в очень сложной ситуации. Тем не менее, за счет оптимизации, разумной экономии в бюджетной политике удалось удержать ситуацию, выполнить соглашение с Минфином. Такой опыт, коллеги, надо брать на вооружение», - обратилась к участникам парламентских слушаний спикер Совета Федерации.
Глава Вологодчины подчеркнул: одним из факторов, мешающих регионам выйти на сбалансированные бюджеты, является передача полномочий с федерального уровня на региональный.
«Это происходит, как правило, без передачи доходных источников. За период с 2005 года количество полномочий субъектов Российской Федерации увеличилось с 49 до 105, объем делегированных полномочий - с 11 до 117. Сбалансировать бюджет в таких условиях крайне сложно, - подчеркнул Олег Кувшинников. - Необходима инвентаризация расходных полномочий в сопоставлении в финансовыми возможностями регионов».
Губернатор представил ряд предложений по распределению доходных источников:
- оставить ставку налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов, на уровне 18%;
- сохранить действующие нормативы зачисления акцизов на алкогольную продукцию и нефтепродукты в бюджеты субъектов Российской Федерации;
- направлять в бюджеты регионов прирост налога на прибыль организаций по федеральному бюджету;
- ввести мораторий на установление новых федеральных льгот по доходным источникам, поступающим в бюджеты субъектов Российской Федерации, провести их поэтапное упразднение.
Для повышения финансовой устойчивости региональных бюджетов и снижения долговой нагрузки Олег Кувшинников предложил:
- сохранить объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности для каждого субъекта на уровне не ниже 2016 года;
- увеличить объем бюджетных кредитов на 2017 год до уровня 2015-2016 годов;
- предоставлять бюджетные кредиты из федерального бюджета на замещение долговых обязательств регионов сроком на 5 лет;
- рассмотреть возможность реструктуризации задолженности субъектов Российской Федерации по предоставленным на 1 января 2017 года бюджетным кредитам из федерального бюджета сроком на 10 лет.