Российские и итальянские экспериментаторы посвятили трибьют HOROSHO! легендарному поэту и русскому футуризму
В отличие от композитора Эдуарда Артемьева, который превратил «Преступление и наказание» Достоевского в оперу, найдя свою музыкальную форму, но не переиначивая сюжет, команда российских и итальянских экспериментальных музыкантов, работающих каждый над своим проектом, совсем иначе поступила с наследием Владимира Маяковского. Точнее, даже не с самим наследием: они взяли название поэмы «Хорошо!», переписали его латиницей и сделали развернутый трибьют из четырнадцати совершенно разных композиций, посвятив его не только конкретному автору, но и всему русскому футуризму. Параллели и идея прослеживаются. Если произведение Маяковского – лиро-эпическая поэма с многочисленными главками, описывающая портрет эпохи, то «HOROSHO!» можно назвать музыкально-эпической поэмой, где вместо глав представлены музыкальные треки. Вторая, в отличие от первой, воспроизводит не реальные исторические события, а некую абстрактную реальность, хотя в ней тоже, безусловно, есть социальный контекст и резонанс с окружающей действительностью. Попытка создать свое «историческое» и эстетическое пространство как раз сближает артистов, записавших необычный трибьют, с футуристами. Как и последние, они видят будущее в своих звуковых экспериментах, разрушая «старую» музыкальную базу и создавая нечто совершенно на нее непохожее. Но несмотря на то, что подобные мысли объединяют музыкантов, у каждого из них свое поле для фантазий и своя любопытная история. Формация Ain Soph, в состав которой вошли несколько проектов, возникла в Риме в 1984 году и уже стала культовой. Их название – каббалистический термин, перевод которого – «тот, кто вне всяких границ». Участники формации говорили о том, что, основав ее, они хотели найти музыкальную основу для «эзотерических изысканий». Критики, следящие за творчеством объединения много лет, говорят, что с годами оно стало «более приземленным, но от этого не менее прекрасным». Их сородичи Cineteca Meccanica, играющие электро-вэйв, кажется, заигрывают с мистикой звуков, а не смыслов, создавая атмосферный и сочный саунд. Их вещь «Guerra d’Inverno (L’Odio)», вошедшая в сборник, напоминает древнюю легенду, рассказанную с помощью музыки. Spiral69 не боится критики со стороны коллег по сцене и добавлять к дарк-вэйву и пост-панку даже элементы инди-попа. Он является активным участником многочисленных субкультурных фестивалей, что, кстати, позволяет ему активно продвигать свое творчество. Венецианская команда «Teatro Satanico» - это настоящий «дьявольский» театр в звуке, в данном случае – дьявольски привлекательный. Группа существует с 1993 года и за время жизни на сцене создала массу любопытных песен, перфомансов и видеоработ. Еще один любопытный итальянский проект, представленный на альбоме – Spectre, но не менее интересны и российские музыканты, принявшие участие в трибьюте. Anenerbe Music Club говорят о том, что их песни «призывают к поиску новых смыслов, к бесстрашию перед лицом бессмысленности бытия», и несмотря на то, что это определение может прозвучать несколько пафосно, музыканты полностью оправдывают его своими многоуровневыми, яркими текстами. Творчество Torch Project, играющего хлесткий, брутальный, но вдумчивый постиндустриальный электро-панк, - жесткое сочетание прямолинейной поэзии со сложными, ассиметричными звуковыми каркасами. Причудливое творческое объединение Шркъ, кажется, создают притчи, а не песни. Его создатели утверждают, что «придерживаются традиций 19-го века, когда служение обществу, государству и высшим идеям было главное предназначением артиста, и отвергают дегенеративное искусство XX века, взамен прославляя культуру античности, средневековья и великую культуру 19-го столетия». Что в этом манифесте искреннее признание, а что выдумка, каждый слушатель может решить для себя сам, но в музыке проекта явно чувствуется и харизма, и свой собственный характер, отличающий его от других. Трибьют «HOROSHO!» же отражает характеры всех его участников. Шумы переплетаются с «битыми» неровными ритмами, тягучими или наоборот – резкими, прерывистыми мелодиями и внезапно возникающими в партитуре неожиданными звуками. По текстам всех композиций «проходит» безумный и пестрый парад образов, напоминающих не то героев из комедии масок, не то персонажей из древних мифов, не то людей, мутировавших в странных существ из прозы основателя метафизического реализма писателя Юрия Мамлеева. Здесь появляется призрак «Черного сентября» (именно так названа одна из песен Cineteca Meccanica), фигура как будто живого города, напоминающего уродливое чудовище в песне Torch Project «Городская», «антихрист», шагающий по земле в одноименном треке команды «Шркъ», фантом вождя революции Ленина. Последний, правда, описан скорее иронично, чем пугающе, да и весь музыкальный страх-страх, которого нагнали участники трибьюта, разбавляется местами гармоничными (пусть и тоже причудливыми) мелодиями и вещами, напоминающими лиричные и величественные баллады. Такой, например, получилась заглавная композиция пластинки «Ascoltate!» от Ain Soph – переведенное на итальянский стихотворение Владимира Маяковского «Послушайте!», пожалуй, одно из самых романтично-философских и изящных среди его опусов. Итальянский текст участники команды положили на плавную вальсовую мелодию, в которой как будто слышится звучание органа вперемешку с медными тарелками, гитарами и другими вкусно подобранными звуковыми элементами. Итальянские и русские тексты на пластинке (вторые придутся по душе любителям «мясистой», порой нарочито натуралистичной, едкой, но не грубой символики) сочетаются с английскими (международный язык, не мудрствуя лукаво, выбрал для песен своего проекта Spiral69 итальянец Рикардо Сабетти). Стилистически альбом получился неоднородным: постоянно экспериментируя со звуком, артисты не ограничивают себя никакими жанровыми рамками, так что в нем можно услышать и пост-панковые мотивы, и дарк-вэйв, и экспериментальный трип-хоп, и даже «апокалиптический поп» - как, например, определяют свое творчество Anenerbe Music Club. В общем, любые определения, пытающие обозначить границы этой музыкальной «поэмы», будут условными, и к ней, скорее, применимы аллюзии с произведениями других направлений искусств (что еще больше концептуально оправдывает выбранное для трибьюта название). Получившееся образно-звуковое полотно могло бы стать основой для игрового музыкального спектакля, в сюжете которого объединены несколько самобытных историй, или саундтреком к фильму-эпопее с элементами психологического триллера, драмы и одновременно трагикомедии. Пластинка знакова тем, что она не имеет никакого отношения к коммерческой музыке: это блюдо, приготовленное в результате удачной культурной коллаборации российских и итальянских артистов, больше придется по вкусу изощренным гурманам, которые пресытились всеми существующими привычными формами. Они могут поставить трибьюту любую оценку по близкой им музыкальной шкале ценностей, любая будет субъективна, и каждый найдет в нем что-то свое.