Как устроены региональные сайты по поиску недвижимости и почему пользователи целых областей предпочитают местные площадки популярным онлайн-сервисам
Вместе с популярными онлайн-сервисами объявлений о недвижимости, которые действуют по всей России, в разных частях страны работают менее крупные порталы схожей направленности. В некоторых городах такие игроки почти незаметны, в других составляют серьезную конкуренцию признанным лидерам. По просьбе «РБК-Недвижимости» общероссийские порталы объявлений Avito, «Циан» и «Яндекс.Недвижимость» составили перечень региональных ресурсов, которые сами компании считают своими ключевыми соперниками на локальных рынках.
Казань Сервис Tatre охватывает не только Казань, но и все остальные города и районы Республики Татарстан, включая Альметьевск, Нижнекамск и Набережные Челны. В отличие от «Циана» с Avito, которые сосредоточены только на объявлениях и не предоставляют дополнительной информации, Tatre имеет множество разделов, где начинающий арендатор или будущий покупатель недвижимости может почерпнуть необходимые сведения. К примеру, на сайте представлены адреса всех БТИ и нотариусов Казани — в свете вступившего в силу запрета на проведение сделок с долями недвижимости без нотариуса, информация становится особенно актуальной.
На сайте есть новостной раздел, который работает как региональное СМИ о недвижимости, а также систематизированный перечень казанских новостроек: по сути, Tatre пытается заменить собой и газету о недвижимости, и риелтора. Впрочем, главная изюминка скрыта в глубине раздела «Аналитика». Татарский сервис способен строить сравнительные графики цен на жилье в зависимости от района, материала стен и даже этажности дома — в памяти сервиса значатся данные за последние десять лет. Пока сайты-конкуренты экспериментируют с одиночными графиками для отдельно взятых домов или районов, Tatre научился на единой диаграмме демонстрировать данные по двум или трем районам одновременно.
Ростов-на-Дону Ростовский портал Life-Realty максимально адаптирован под нужды риелторов: функционал ресурса позволяет предельно быстро искать объявления по выбранным характеристикам за счет большого числа встроенных фильтров, сохранять понравившиеся объекты в «избранном» и даже ставить объявлениям оценку. Администраторы сервиса предлагают отмечать несуществующие предложения как «плохие», чтобы пользователи смогли своими силами расчистить базу от фальшивых объявлений. Помимо традиционных домов, квартир и гаражей, на Life-Realty широко представлена коммерческая недвижимость — офисы, склады, торговые помещения и производственные объекты. Риелторскую направленность сервиса отдельно подчеркивают индивидуальные профили агентов: при поиске недвижимости на сайте можно найти не только телефон, но и фамилию, имя, а также фотографию человека, который разместил объявление.
Что касается обычных пользователей, то арендаторы оценят регулярно обновляющуюся таблицу средних ставок найма квартир в каждом из районов Ростова-на-Дону, а также интерактивную карту, на которой отображены все имеющиеся предложения. При желании на схеме можно оставить только один тип жилья, а помимо привычного разделения лотов по комнатности в списке вариантов присутствуют практически исчезнувшие в Москве «гостинки» — советские студии, где в одном помещении объединены комната, кухня и санузел.
Новосибирск Новосибирский портал «НГС-Недвижимость» настолько плотно интегрирован с местным информационным ресурсом НГС, что непосвященному человеку трудно понять: то ли доска объявлений служит приложением к новостному агентству, то ли наоборот. В «Яндекс.Недвижимости» называют НГС лидером на рынке онлайн-сервисов Новосибирска: на этом сайте можно найти и новостройки, и предложения на «вторичке», а также многочисленные статьи, колонки и даже форум.
Помимо объектов в Новосибирске, на «НГС-Недвижимости» представлены предложения во всех крупных городах Сибири, Урала и даже дальнего зарубежья — к примеру, на сайте размещены объявления о домах в Болгарии, Италии и Таиланде. К карточкам объявлений здесь можно добавлять видеоролики, а под описанием объекта автоматически подверстываются похожие предложения — к примеру, квартиры в том же доме или в том же районе.
Санкт-Петербург Проект BN.ru петербургского холдинга «Бюллетень недвижимости» больше похож на СМИ, чем на сайт объявлений: на главной странице размещены новости и статьи, а предложения об аренде и продаже стыдливо задвинуты в левую колонку. Тем не менее на сайте можно найти множество объявлений, написанных газетным языком девяностых годов: минимум фотографий, обилие сокращений и городские телефоны в качестве контактных данных — BN.ru станет настоящим открытием для ностальгирующих по рынку двадцатилетней давности.
Более современный игрок — портал EMLS, чье название расшифровывается как «Единая МультиЛистинговая Система». Сервис существует с 1996 года, а два года назад владельцем EMLS стал «Циан». Новый собственник не стал целиком интегрировать два своих ресурса, а оставил EMLS на текущем домене благодаря большой популярности сайта на рынке Санкт-Петербурга. Найти очевидные конкурентные преимущества сервиса довольно сложно: и по дизайну, и по полноте информации порталу сложно конкурировать с общероссийскими соперниками.
Нижний Новгород Назвать нижегородский портал GiperNN лидером местного рынка нельзя — привычные москвичам онлайн-сервисы здесь также сильны, как в столице. Тем не менее в случае с GiperNN сугубо региональному сайту с не самой большой посещаемостью удалось создать функционал, которого нет у общероссийских конкурентов. Создатели сервиса завели индивидуальную карточку каждому многоквартирному дому в Нижнем Новгороде. На «персональной странице» можно не только посмотреть на фотографии дома с разных ракурсов, но и получить всю информацию, которая может быть интересна потенциальному покупателю или арендатору: год постройки, средние цены, все варианты планировок, которые встречаются в выбранном здании, и даже список провайдеров, которые могут подключить жильцов этого дома к интернету. Это не только экономит время клиентов, но и позволяет им заранее отсеять заведомо ложные объявления: к примеру, если в карточке дома указано, что в конкретном здании существуют только одно- и трехкомнатные квартиры, а в объявлении написано, что продается «двушка», то существует вероятность, что автор объявления перепутал адрес либо сознательно указал некорректную информацию.
Отдельный блок показывает все находящиеся в доме организации с полным перечнем телефонов и сайтов. Покупатели с детьми оценят образовательный функционал GiperNN: на сайте прописано, к какой школе и какой поликлинике относится дом, там же приведены адреса и телефоны этих учреждений. Сервис также предлагает услугу оценки, где каждый может узнать рыночную стоимость интересующей квартиры: достаточно ввести адрес объекта и количество комнат, после чего GiperNN на основе накопленной статистики вычислит, какой должна быть средняя цена жилья в выбранном доме.
Самара Самарский рынок — один из наиболее конкурентных в сегменте онлайн-сервисов недвижимости европейской части России. В этом городе работают региональный Radver, где можно найти объекты не только в Самаре, но и в Тольятти с Новокуйбышевском, и всеобъемлющий Dom.63, который предлагает посетителям не только недвижимость, но и услуги по ремонту: объявления строительных бригад, установщиков окон и фирм по монтажу сигнализаций здесь соседствуют с классическими предложениями о продаже и аренде.
Также в Самаре сильны позиции сервиса N1 — растущего оператора сайтов о недвижимости, который под одним именем объединяет 14 порталов в разных городах России. На этом сайте прямо внутри объявлений указывается средняя цена на сопоставимые объекты (то есть лоты в похожем состоянии, расположенные в том же районе), а также прослеживается динамика стоимости по городу и по району за последний год.
Что думают лидеры рынка Конкуренцию с локальными игроками в отдельных городах России в «Циане» объясняют длительным сроком работы и накопленной экспертизой региональных сайтов. «Зачастую создатели данных порталов либо в прошлом, либо на данный момент напрямую являются участниками рынка недвижимости в качестве поставщиков услуг, — рассказал «РБК-Недвижимости» директор по продажам сервиса «Циан» Константин Кведаравичюс. — Немаловажным успехом регионального игрока также является фактическое местонахождение: проще договориться в случае возникновения нестандартной ситуации, [можно] задать вопросы либо просто приехать и увидеться лично».
Локальные доски объявлений получают преимущество тогда, когда у крупных сервисов «не хватает рук», чтобы регулярно актуализировать базы объявлений и следить за полнотой контента, поддержал коллегу руководитель по развитию бизнеса «Яндекс.Недвижимости» Сергей Роменский. «Только выйдя в регион, общаясь с людьми и понимая особенности локации, можно поднять качество продукта и приучить пользователей к определенной доске объявлений», — убежден Роменский.
В дальнейшем рынок онлайн-сервисов по поиску недвижимости ждет консолидация вокруг крупнейших игроков, следует из комментариев «Циана» и «Яндекс.Недвижимости». «В IT-сфере, как и во многих других, решающими факторами являются размер маркетингового бюджета, исследования рынка и скорость реализации проектов, — заявил Кведаравичюс. — Можно с уверенностью сказать, что решающая роль в будущем онлайн-сервисов по недвижимости останется за федеральными игроками». «Рынок разогревается, и это хорошо: соревнуясь с друг с другом, крупные игроки помогут упорядочить региональные рынки», — спрогнозировал Роменский.
В ответ на запрос «РБК-Недвижимости» в «Циане» признали, что не ведут переговоров по поглощению каких-либо региональных сервисов. Последней подобной сделкой для компании стала покупка петербургского сайта EMLS. Представители сайтов Avito и «Домофонд» в ответ на запрос «РБК-Недвижимости» отказались «комментировать действия конкурентов». В «Яндекс.Недвижимости» оставили вопрос о возможных поглощениях без ответа.