Смена эпох на рынке недвижимости: что будет после дна

Цены на недвижимость еще не достигли дна, это может произойти в ближайшие два года. Дальнейшие перспективы рынка не очень понятны, поскольку девелоперам придется решать сразу много проблем – это и работа без долевого строительства, и эхо демографического провала 1990-х, и смена поколений покупателей.

В ожидании дна

В последние годы цены на рынке жилья Москвы падали, однако в 2018 г. наметился некоторый рост цен, из-за чего многие участники заговорили о том, что дно достигнуто и даже пройдено.

Прослушать новость

 


 

«Однако это не перелом тренда, а кратковременный отскок вверх, связанный с рекордно низкими для России ставками на ипотеку», - заявила специалист аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU» Юлия Рышкина на круглом столе «Строительной газеты» в рамках форума RREF на тему «Девелопмент 2025. Дом будущего глазами поколения Z». Однако в сентябре ЦБ поднял ключевую ставку на 0,25% и вряд ли на этом остановится, поэтому ипотека будет дорожать (см. «Ипотека может подорожать до заградительных 12-13% годовых»).

Без главного драйвера спроса цены на жилье в столице продолжат снижение, особенно с учетом высоких объемов предложения, которые в московском регионе (Москва+ Подмосковье) держатся на уровне 7-7,5 млн кв. м. Кроме того, только за I полугодие 2018 года столичные девелоперы получили разрешения на строительство еще 17,7 млн кв. м, а подмосковные – 7,23 млн кв. м (см. «Прогноз рынка недвижимости Москвы и Подмосковья до конца 2018 – на 2019 год от IRN.RU»).

По прогнозам аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости IRN.RU», ценовое дно будет достигнуто примерно к 2020-2021 годам. К этому времени средняя цена метра может снизиться примерно до 120 000 рублей (от 100 000 рублей за кв. м в экономклассе до 150 000 – 250 000 рублей в сегменте бизнес). После этого до 2024 года будет происходить балансировка рынка – либо в форме стагнации, либо с незначительным ростом цен.

Рынок в новых условиях

По сути, к 2024 году на рынке недвижимости закончится целая эпоха – становление, два корректирующих кризиса и большой период плавного снижения, в котором мы находимся сейчас (см. «Когда цены на недвижимость начнут расти, или О чем могут рассказать глобальные рыночные циклы?»). «Новый цикл на рынке может сопровождаться подорожанием жилья. Однако предпосылок для взрывного роста, который наблюдался в отдельные периоды в прошлом, сейчас нет. Скорее стоит говорить о росте на уровне инфляции», - говорит Юлия Рышкина.

При этом рынок будет существовать в новых условиях. Может поменяться внешняя макроэкономическая и политическая обстановка – как раз в 2024 году пройдут выборы президентов в России и США. Мировая экономика к этому моменту может измениться, произойдет адаптация российского рынка к жизни в условиях санкций и импортозамещения. А девелоперам придется играть по новым правилам – долевое строительство в том виде, в котором к нему привыкли, исчезнет в 2019 г.

Демографический провал

Застройщикам нужно готовиться и к тому, что потенциальных покупателей в принципе станет меньше – это связано как с экономической ситуацией, так и с демографическими процессами. Сейчас основную долю покупателей на рынке составляют люди, появившиеся на свет в период бэби-бума 1980-х. Через несколько лет решать жилищный вопрос будут преимущественно люди, родившиеся в 1990-е, начнет выходить на рынок поколение, родившееся в нулевые – это двадцатилетие демографического спада. По данным Росстата, в 1980-е рождалось около 2 млн человек в год, к концу 1990-х этот показатель снизился до 1,2 млн человек. В нулевые он находился примерно на уровне 1,3-1,5 млн и лишь к концу первого десятилетия XXI века достиг 1,7 млн человек в год.

«Это означает не только то, что экономически активных людей будет в принципе меньше, чем сегодня. Поскольку в большинстве семей рождалось по одному ребенку, у многих из них не будет насущной необходимости в разъездах и покупке нового жилья, - отмечает Юлия Рышкина. - По сути, это будут люди с бабушкиными квартирами. Конечно, многие из них захотят сменить устаревшее жилье на новое и современное. Другой вопрос, насколько у них это получится: возможностей для быстрого обогащения уже не так много, а с продажей старой «вторички» на затоваренном новостройками рынке могут возникнуть проблемы».

По словам директора по маркетингу и исследованию рынка ФСК «Лидер» Ксении Цаплиной, на долю покупателей младше 35 лет в столичном массовом сегменте приходится около половины сделок. Если ограничить порог 29 годами, то показатель сократится примерно до 20%. «Численность населения, вступающего в 25-летний возраст сейчас, уже значительно меньше, чем несколько лет назад. При этом уже к 2020 году произойдет сокращение населения в возрасте 25-29 лет на 28% - с 1,6 млн до 1,2 млн человек», - говорит эксперт.

Новое поколение

Кроме того, девелоперы должны готовиться к смене поколений на рынке. Сейчас основной спрос формируют представители поколения X (родившиеся до середины 1980-х) и старшая часть поколения Y (родившиеся до середины 1990-х). По данным «Инком-Недвижимости», сейчас доля покупателей, относящихся к поколению Y, составляет 40%, а к поколению X – 60%. В ближайшие годы «иксов», наиболее приверженных традиционным и понятным форматам, на рынке станет меньше. Зато постепенно начнут выходить на рынок представители поколения Z – это дети конца 1990-х и нулевых. У них заметно отличаются ценности и запросы. Это цифровое поколение с развитыми техническими навыками, более динамичное и многозадачное, чем предыдущие.

По словам вице-президента «Галс-Девелопмент» Михаила Сивака, потребности в жилье у них будут отличаться. Это поколение в меньшей степени ориентировано на собственность и более лояльно относится к аренде. Это подтверждает и Екатерина Тейдер, руководитель проектов девелопмента и развития территорий Becar Asset Management Group: «Согласно зарубежным исследованиям, для нового поколения важнее впечатления, чем обладание материальными ценностями. Им важнее жить здесь и сейчас, чем копить деньги на квартиру». Так, по данным исследования Colliers International и Dirk Bakker, в западных странах от 58% до 75% молодых покупателей предпочитают тратить деньги на путешествия и впечатления, а не на крупные покупки.

Тем не менее, по данным российского исследования Young&Younger от агентства Magram Market Research, купить жилье в ближайшие 5 лет хотели бы 34% представителей поколения Z. Среди «игреков» таковых лишь ненамного больше – 38%. Таким образом, потребность в собственном жилье у молодежи сохраняется.

«На мой взгляд, ценности поколений во многом формируются дефицитом, - считает Михаил Сивак. – У нашего поколения был дефицит всего, поэтому люди стремились ради стабильности купить как можно больше материальных благ. Дефицит нынешнего молодого поколения – это живое общение. Для рынка жилья это означает, что нужно создавать удобные и комфортные общественные зоны, где жители смогут встречаться и проводить время вместе».

По словам Екатерины Тейдер, это может привести к развитию новых форматов, таких как колливинги. По сути, это новая форма цивилизованных общежитий, где предлагается личное пространство минимальной площади, а функционал для остальных потребностей (например, прачечная, кухня, общие зоны для развлечений, работы и общения) вынесены за пределы квартиры. По данным исследования One Shared House 2030 от IKEA, 66% молодых покупателей выступают за четкое разделение на личное и общественное пространство с понятным функционалом. При этом 60% готовы даже в принципе отказаться от собственной кухни.

Помимо колливингов, по мнению экспертов, могут получить развитие различные арендные сервисы и доходные дома. И даже с точки зрения покупки это может быть не стандартная квартира, а, например, сервисные апартаменты. «Развитие возможностей для удаленной работы приведет к большей мобильности: многие люди не будут привязаны к одному месту и смогут работать из любой точки мира. Кому-то из них может подойти вариант покупки сервисных апартаментов, где они смогут жить, пока находятся в Москве, а в их отсутствие сдачей апартаментов в аренду будет заниматься управляющая компания».

По данным исследования Young&Younger, поколение Z обращает внимание на инновационные разработки, не только в жилье, а в покупках в принципе – об этом заявили 47% опрошенных. При этом многие осознают, что «инновационность» может быть просто маркетинговым ходом производителя, но признают, что все равно обращают внимание на такие продукты.

В выборе жилья они, скорее всего, тоже будут обращаться внимание на новые технологии. «Строительная газета» опросила 300 москвичей в возрасте 14-19 лет. Респондентов просили назвать особенности квартиры их мечты. Про систему «умный дом» заявили 18% опрошенных, этот ответ оказался на втором месте после больших окон и панорамного остекления (27%).

Это не означает, что всем девелоперам нужно забросить нынешние форматы в пользу новых. Все же на рынке останется заметная часть покупателей из поколения X и Y с более традиционными запросами. Так, по данным Bureau of Labor Statistics, к 2020 году в развитых странах 46% работающего населения будет относиться к поколению Y, а к 2025 году их доля вырастет до 75%. На столичном рынке жилья, по прогнозам директора департамента вторичного рынка «Инком-Недвижимости» Сергея Шломы, «игреки» достигнут доли 50% примерно через 10 лет.

То есть основная экономическая активность на рынке в обозримом будущем будет приходиться все же не на нынешних подростков. Да и среди молодого поколения далеко не все будут следовать моде на новшества вроде sharing economy. Так, согласно опросу «Строительной газеты», для 86% москвичей в возрасте 14-19 лет важно жить в собственной квартире. То есть у новых форматов есть потенциал для развития, но это не значит, что они поглотят весь рынок.

Данный материал является аналитическим и не носит рекламный характер.