Как ведет себя рынок недвижимости в кризис? Каковы отношения между продавцами и покупателями? Изменили ли риэлторы отношение к работе? Эти и другие вопросы обсуждались на очередной аналитической конференции «Рынок недвижимости: ситуация, тенденции, прогноз», которую провела Московская ассоциация риэлторов. На ней ведущие столичные аналитики рассказали, как поведет себя рынок недвижимости в ближайшие год-два.
Председатель Комитета МАР по аналитике Геннадий Стерник в своем выступлении отметил, что кризис, в который вошел рынок недвижимости, будет длительным. Кроме того, он отличается от других, которые были ранее. Сейчас у нас в стране происходит структурный кризис, который должен изменить структуру экономики. Но у этого кризиса есть один плюс: не будет резких обвалов цен. Они будут опускаться медленно, может даже ступенчато, с некоторыми остановками, но в ближайшие годы пойдут только вниз. Восстановление рынка и его подъем, по мнению Стерника, начнется не ранее 2020 года.
Руководитель аналитического центра компании «Инком-недвижимость» Дмитрий Таганов в своем выступлении отметил, что в принципе и на таком рынке можно работать, сделки проходят. Только вот в кризис продает тот, кто идет на скидки, которые могут достигать на вторичном рынке до 20%, а на загородном и всех 50. Иначе объект будет месяцами «висеть» в рекламе и…не продаваться. Особенно это заметно на загородке, там, где люди покупали участки без подряда (оно стоили недорого), потом строили на них дома, чтобы продать и получить прибыли. И если бы не кризис, то так бы и получилось. Но сейчас таких продавцов очень много, и все хотят не только «отбить» затраты, но и получить прибыль. Но, как отметил Таганов, даже «отбить» свои кровные получается у единиц, остальные оказываются в минусе. И ничего здесь нельзя поделать, таковы сегодняшние реалии. По его мнению, уже почти год 80% сделок идут с дисконтом.
— Рынок пошел на демпинг, — отметил в своем выступлении руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» Олег Репченко. – Кто дает скидку, тот и успешно продает свою недвижимость. Особенно это касается застройщиков. Многие из них, чтобы выжить, сейчас демпингуют. Скидки достигают 20%, а иначе им свои квартиры да еще без отделки просто не продать. Квартир-то на рынке много, разбираются они медленно, и если не делать скидки, то компания будет затовариваться, что принесет еще большие убытки, чем демпинг. Правда, осенью они постараются отыграть ситуацию в свою пользу, цены начнут тихонечко поднимать, но это продлится недолго. Через некоторое время рынок опять встанет, и опять им придется менять ценник в сторону понижения.
Генеральный директор аналитического центра «RWAY» Александр Крапин высказал мнение, что власти ведут опасную игру. Они принимают массу законов, которые не облегчают работу риэлторов и не делают безопасными сделки с недвижимостью. Плюс, введение налога на недвижимость по кадастровой стоимости, которая порой намного превышает рыночную, только увеличивает социальную напряженность в обществе. А общественные организации не способны защитить права граждан, их лоббисткие способности очень слабые. Все это не способствует успешному развитию рынка недвижимости.
О том, как развивается рынок зарубежной недвижимости, рассказала генеральный директор компании «Контраст эстейт» Елена Кволек. Она отметила, что сейчас действительно покупать за рубежом стали мало квартир. Где-то цены стали высокими для россиян, а где-то политическая ситуация не способствует. Но все равно есть страны (Англия, Германия), где инвестиции в недвижимость выгодны. Сдача купленной квартиры в аренду приносит неплохие диведенты.
Что же помогает рынку держаться на плаву? Как отметила руководитель отдела исследований ГК «МИЭЛЬ» Оксана Витязева, это во многом ипотека. Ипотечные кредиты по-прежнему пользуются популярностью. Только вот просроченная задолженность, к сожалению, увеличивается. Но это явление временное. Закончится кризис, люди найдут работу и ситуация с ипотекой войдет в нормальное русло.
Согласен с тем, что ипотека является двигателем рынка недвижимости и начальник управления маркетинговой стратегии и исследований Департамента маркетинга банка ВТБ 24 Дмитрий Лепетиков. В своем выступлении он отметил, что средства у граждан есть, но они пока не тратятся, а копятся в банках на счетах, у людей пока нет уверенности в завтрашнем дне. Но когда-то кризис закончится, и этот отложенный спрос начнет работать. К тому, ставки по кредитам будут понижаться. Таков прогноз банковского работника. А он знает, о чем говорит.
Собравшиеся в зале агенты и менеджеры риэлторских компаний очень внимательно слушали аналитиков рынка и брали их выступления себе на вооружение. Жаль, что их было не так много. И виной всему – большая цена за входной билет. Не членам МАР предлагали заплатить 10 тысяч рублей. Не лучше бы было снизить цену, к примеру, до 3 тысяч рублей. Что привлекло бы гораздо больше желающих услышать известных на рынке аналитиков. Да и прибыль бы была тоже больше.
А тем работникам компаний, кто присутствовал на конференции, знания, полученные на ней, помогут в дальнейшем выстраивать правильную стратегию при работе с клиентами.