В марте госдолг этой страны превысил психологическую отметку в 100% ВВП и продолжает расти. Однако максимального рекорда – 102% ВВП – установленного Испанией в 1909 году, он пока не достиг.
Власти Испании надеются, что до конца года госдолг удастся снизить до 99,14% ВВП, а к 2019 году – до 96% ВВП. При этом Еврокомиссия настроена более пессимистично. По ее прогнозам, к концу текущего года госдолг Испании будет составлять 100,3%.
Однако эксперты не считают, что долговой кризис в Испании может развернуться по греческому сценарию.
«Ситуация с государственным долгом Греции стала шоком для мировой экономики, и европейские монетарные власти сразу же обратили внимание на другие проблемные страны ЕС, к которым относится и Испания, поэтому в данном случае реализация шокового сценария значительно менее вероятна. Чиновники уже имеют опыт по купированию такого рода проблем. Кроме того, в Испании несколько другая внутриполитическая ситуация», — полагает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.
Но это не исключает возникновения ряда сложностей.
«Дела в Испании с одной стороны действительно лучше, чем в Греции, поскольку по внешнеторговому обороту и платежному балансу все пока выглядит достаточно неплохо», — полагает главный эксперт Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Егор Сусин.
«С другой стороны, есть риски, связанные с высоким дефицитом бюджета и его возможным ростом. При таком уровне долговой нагрузки велика опасность развития негативных процессов в финансовой системе. На фоне наличия объективных предпосылок к возможным проблемам в банковской системе ЕС Испания может с ними столкнуться, а ресурсов, чтобы противостоять им, у нее нет», — добавил он.
С учетом внедряющихся в Европейском Союзе требований к инвесторам и кредиторам брать на себя риски банков, испанские банки могут сталкиваться с интенсивным выводом капиталов. С учетом того, что доля Испании в общеевропейской экономике больше, ЕС рискует столкнуться с серьезными сложностями.
При этом у других проблемных стран Европы госдолг еще больше: в Греции он достигает 176% от ВВП, в Италии 135%, в Португалии 129%, на Кипре и в Бельгии порядка 109%, отметил завкафедрой финансового менеджмента РЭУ им. Г.В.Плеханова Константин Ордов.
Из них наиболее опасны, с точки зрения значимости для экономики Евросоюза, Италия и Испания, к которым будет приковано особое внимание еврорегуляторов. В отличие от Греции, проблемы этих двух южноевропейских стран несут системные риски для ЕС и еврозоны, полагает Егор Сусин.
Брюссель, понимая риски коллапса, который затронет всех, вынужден будет поддерживать проблемные страны при рисках нестабильности, в том числе, финансово, и терпеть нарушения, связанные с выходом бюджетных параметров за рамки Маастрихтских договоренностей. Те же, в свою очередь, будут стремиться к сокращению расходов.
«С учетом того, что дефицит бюджета в Испании снижается, а реальный экономический рост ожидается в размере 2,5-3%, со временем можно будет говорить и о снижении уровня госдолга, не убивая собственную экономику», — считает Константин Ордов.
Он напоминает, что даже ставки по долгосрочному госдолгу Испании по итогам июля составили 1,17% годовых — с такой стоимостью можно привлекать заемное финансирование.
В целом дела в европейской экономике обстоят не так плохо – в 2016/2017 годах реальных рост ВВП ожидается на уровне 1-1,5%, профицит текущего счета порядка 3% ВВП, поэтому при слаженной работе всех заинтересованных сторон, шансы избежать масштабного коллапса велики, резюмируют эксперты.