В ближайшее время на российском рынке новостроек предстоит непростая конкурентная борьба между двумя сегментами.
В нестабильное время на рынке недвижимости никто не может чувствовать себя спокойно. Девелоперы жалуются на падение продаж, хозяева вторичных квартир никак не могут найти покупателя по желаемой для них цене, покупатели же, в свою очередь, ждут нереальных скидок.
Самый просто выход, казалось бы, - снизить цены, увеличить объем продаж и получить прибыль. Конечно, прибыли в 200-300 процентов, как было до 2014 года, это не принесет, но, по крайней мере, позволит иметь неплохой доход. Есть только одна проблема, причем как на рынке новостроек, так и на вторичном рынке: не все готовы к большим и реальным скидкам.
По данным "Циан" самая дешевая квартира на вторичном рынке стоит 2,55 миллиона рублей – это 12-метровая студия на севере Москвы.
Что касается новостроек, то, как подсчитали в "ИРН консалтинг", самые дешевые квартиры продаются в столичном районе Гольяново. Так, студию комфорт-класса площадью 19 квадратных метров там можно купить за 2,5 миллиона рублей.
Новостройки стоимостью до 3 миллионов рублей в Москве уже стали обычным делом, отмечают в "Бест-Новострой". По словам председателя совета директоров компании Ирины Доброхотовой, в 3-миллионую планку можно уложиться при покупке жилья в трех столичных проектах – Level Амурская, "Северный" и "Столичные поляны", цены там стартуют с 2,7 миллиона рублей.
Без скидок сделки на рынке жилья заключаются теперь реже, чем в докризисные времена. Директора департамента вторичного рынка компании "Инком-Недвижимость" Сергей Шлома говорит, что 80% жилья, реализующегося на вторичке, продать без скидки невозможно. Помимо того, что цены планомерно снижаются, продавцы, выставляя квартиру на продажу, часто завышают ее стоимость на 20-30% от рыночной.
При этом существуют расхождения между ожиданиями покупателей и продавцов – в среднем они составляют 25%, при том что нормой, которая позволяет сторонам договориться друг с другом, считается 10%. Средняя величина дисконта, по данным компании, составляет на данный момент 9,1%.
На первичном же рынке снижение спроса привело к тому, что застройщики уже не продают новостройки без дисконта – квартиры без скидок реализуются только в двух столичных ЖК. Размер дисконта может варьироваться от символического 1% до уже весомых 15%, говорят аналитики компании "Метриум групп". Кроме того, девелоперы идут на различные акции, чтобы завлечь покупателя.
На фоне снижения ипотечных ставок застройщики ожидают рост покупательского интереса. Так, в Сбербанке, который первым задал тренд на понижение, спрос на ипотеку вырос в 3 раза после того, как организация снизила ставки на 0,6-2%, причем как на покупку первичного, так и вторичного жилья. К повышению цен на квартиры политика банков вряд ли приведет, считают эксперты рынка, однако это поможет реализовать застоявшиеся лоты.
Что же до покупателей, на рынке сейчас идеальный момент, чтобы решить квартирный вопрос, осталось только им воспользоваться.