Правительство вернулось к обсуждению введения прогрессивной шкалы НДФЛ (налог на доходы физических лиц), при которой граждане с высокими доходами платили бы в бюджет больше 13%. В качестве одного из вариантов предлагается шкала в 20%. Вместе с этим обсуждается и повышение НДС (налог на добавленную стоимость). Об этом «Известиям» рассказали два источника, близких к финансово-экономическому блоку правительства. Вместе с тем в готовящийся бюджет 2017–2019 годов такая мера, вероятно, не войдет, а будет отложена до 2020 года из-за сложности ее реализации и социальных рисков, говорят собеседники «Известий». Эксперты полагают, что подобная мера может сильно задеть средний класс, который не успел окончательно сформироваться, из-за одновременного повышения налоговой нагрузки и цен из-за увеличения НДС.
Источники «Известий» подчеркивают, что обсуждение этого вопроса в рамках начавшегося бюджетного процесса официально не идет. Наиболее реалистичная дата запуска обновленного налога, который поступает в бюджеты регионов, в пилотном режиме — 2020 год, при острой бюджетной ситуации не исключен 2019 год. Подход к вопросу введения прогрессивного НДФЛ должен быть комплексным и учитывать десятки переменных, уверены чиновники. Ставка НДФЛ как налога на труд должна быть увязана с социальными взносами и НДС, чтобы не создавать дисбаланса в системе.
— В целом рассматривать налоги в отрыве от экономической и бюджетной политики государства неверно. В настоящее время цели и принципы такой политики на среднесрочную и долгосрочную перспективу формируются. К налогам надо переходить, определившись с этими приоритетами, — поясняет источник «Известий», близкий к Минфину.
Сейчас бюджет на трехлетку входит в активную стадию проработки, и «предложений по балансировке огромное множество, в том числе по НДС и НДФЛ», сообщает другой источник «Известий».
Идея перехода к прогрессивной шкале налогообложения не нова и имеет своих сторонников и противников. Министр финансов Антон Силуанов не исключал возможности ее введения после 2018 года (до этого срока власти обещали не менять налоговую систему). В свою очередь, экс-глава Минфина Алексей Кудрин называл такую меру нецелесообразной, поскольку лишь 2–3% населения имеют доходы выше 1 млн рублей в год и собирать повышенные налоги с них будет сложно. Наиболее ретивые политики и вовсе предлагали обложить налогом в 50% граждан, зарабатывающих свыше 1 млн рублей в месяц. В нынешних обсуждениях со ставкой и величиной дохода пока не определились. Один из собеседников «Известий» говорит о том, что один из вариантов — 20%.
Необходимость пересмотра налоговой системы назрела из-за снижения нефтяных цен и невозможности существенно снизить расходную часть бюджета. Исходя из планов Минфина по снижению дефицита бюджета на 1 п.п. в год начиная с 2017-го, разрыв между доходами и расходами в следующем году может составить 2,7 трлн рублей, в 2018-м — 1,9 трлн рублей, в 2019-м — 1 трлн рублей. Итого — 5,6 трлн рублей за трехлетку. Повышение подоходного налога проблему бюджетной балансировки решит опосредованно. Дело в том, что НДФЛ поступает в региональные бюджеты, а не в федеральный.
— За счет того, что доходы субъектов вырастут, можно будет сократить трансферт регионам, — говорит член Экономической экспертной группы Александра Суслина.
Правительство планирует направить регионам в виде трансфертов 488 млрд рублей в 2017 году (согласно действующему закону о бюджете). При этом трансферты получают практически все субъекты (71 из 85). Директор департамента межбюджетных отношений Минфина Лариса Ерошкина в июле сообщала, что Минфин может снизить межбюджетные трансферты регионам на 15,5%. Такую меру ведомству удалось бы реализовать безболезненно для регионов, если увеличить их доходы за счет роста налоговых поступлений. В России, свидетельствуют данные Счетной палаты, 14 из 85 регионов (или каждый шестой) имеют госдолг более 100% доходов. Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) прогнозирует, что дефицит бюджетов регионов России в текущем году вырастет с 106 млрд до 148 млрд рублей. Их совокупный долг при этом может вырасти до 2,4 трлн рублей.
Однако при введении прогрессивной шкалы подоходного налога необходимо найти баланс между ростом поступлений и социальным эффектом, а также не допустить ухода налогоплательщиков в тень.
— В принципе, у нас давно назрела необходимость введения прогрессивной шкалы с социальной точки зрения, чтобы богатые платили больше. Это норма. Во всем мире так, — отмечает Александра Суслина и добавляет, что важно, каким образом будет реализовано это решение. — Если мы хотим очередной маневр — что-то повысить, а что-то понизить, — то здесь вообще может не получиться выигрыша.
Как полагает эксперт, чтобы повышение НДФЛ было эффективным с точки зрения бюджета, его нужно распространить на «еще толком не сформировавшийся средний класс», что будет болезненно для общества. В целом Минфину, уверена она, необходимо тщательнее искать баланс.
— Мы не можем одной рукой повышать налоги на труд, то есть снижать располагаемый доход, а другой рукой повышать НДС, то есть располагаемый доход снизится еще сильнее, потому что цены вырастут, — предостерегает она.