Причины аварии на подстанции «Ява» в Вологде установлены, но собственник их до сих пор не признал

Жесткой критике подверг заместитель Губернатора области Виктор Рябишин действия ООО «Энерготехснаб» - собственника потребительской подстанции «Ява» на улице Промышленной, 12 в Вологде, на которой 8 января 2017 года произошел пожар. Дело в том, что владельцы проблемного объекта до сих пор не подписали акт расследования причин аварии, хотя те уже стали известны. 

Напомним, что ранним утром в последний день рождественских каникул на подстанции случилось ЧП, в результате чего в зону отключения электроэнергии попали 86 тысяч жителей областного центра, а также более десятка предприятий (в том числе «Вологодский мясокомбинат», «Славянский хлеб», «Кондитерская фабрика», «Вторцветмет», «Древмаш», литейный завод).

13 января «Ява» была вновь запущена в эксплуатацию. Все это время здесь в круглосуточном режиме устранялись последствия происшествия. 25 января в Главном управлении регионального МЧС России состоялось заседание Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства области.

«Как обстоит ситуация на подстанции сегодня?» – поинтересовался председатель комиссии Виктор Рябишин.

«Все потребители подключены, проработана резервная схема, восстановительные работы ведутся по сей день. Их мы планируем завершить до 1 сентября текущего года», - доложил директор ООО «Энерготехснаб» Александр Грахничев.

Выясняется, что «Энерготехснаб» - единственная сторона, представители которой до сих пор не подписали акт расследования причин аварии, хотя специально созданная для этого комиссия уже сделала выводы.

«Почему так произошло?» - спросил Виктор Рябишин.

«Ввиду сложности работа комиссии продлена до 1 марта», - объяснил директор ООО.

«Я считаю это некорректным поведением. Никто не давал вам права увеличивать сроки расследования причин аварии. Это называется затягиванием, - назвал вещи своими именами замгубернатора. – Мы договаривались, что причины станут известны до 20 января, сегодня – 25 число. Что касается срока окончания восстановительных работ, то к 1 сентября – это значит никогда. Поэтому ваше заявление не принимается».

Специалисты Ростехнадзора перечисляют причины аварии. В частности, на подстанции не было организовано проведение периодических ремонтов оборудования. На пункте диспетчерского оборудования отсутствовали средства технологического управления и системы контроля. В ячейках не было быстродействующей защиты от дуговых коротких замыканий. В полном объеме не работали устройства электроподогрева оборудования, а временные характеристики масляных выключателей не соответствовали требованиям заводской инструкции.

Напомним, что поскольку компания «Энерготехснаб», которая обслуживает «Яву», не смогла обеспечить бесперебойную работу и ликвидировать последствия аварии собственными силами, к процессу подключились крупнейшие энергетические компании области – филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Вологдаэнерго» (дочерняя компания ПАО «Россети») и АО «Вологодская областная энергетическая компания».

«Четкого графика восстановления подстанции нет, а оплачены ли работы, выполненные «МРСК»? – спросил Виктор Рябишин.

Выяснилось, что до расчетов дело еще тоже не дошло. Убытки, которые понесли предприятия, попавшие в зону подключения, пока тоже не подсчитаны.

«Примерно, это немногим более миллиона рублей, - назвал сумму представитель «Вологодского мясокомбината». – Сейчас наше предприятие работает в полном объеме, негативных отношений с руководством «Явы» у нас нет».

Как заверил Александр Грахничев, «Энерготехснаб» не отказывается от соблюдения своих финансовых обязательств. По словам директора общества с ограниченной ответственностью, все восстановительные работы будут оплачены, а понесенные убытки – компенсированы.

Сумму причиненного ущерба еще предстоит уточнить, так как она будет складываться не только из затрат на восстановительные работы, но и с учетом финансовых убытков, которые понесли предприятия.

«До 5 февраля все предприятия должны представить финансовые расчеты о понесенных убытках, - подвел итог Виктор Рябишин. – До 10 февраля у нас должен быть сформирован четкий график восстановительных работ с возможностью строительства новой потребительской подстанции».