Unilever, являющийся одним из мировых лидеров рынка потребительских товаров, объявил о покупке нетехнологического стартапа Dollar Shave Club.
В официальном релизе не говорится о сумме покупки, но по оценкам Fortune, она составила порядка 1 миллиарда долларов. Это примечательная и по-своему парадоксальная сделка, и ниже станет понятно почему именно так.
Dollar Shave Club за подписку поставляет пользователю станки для бритья раз в месяц. Это – неприбыльный пока что бизнес, с оборотом в 152 миллиона долларов, у него около 3 миллионов покупателей. Ранее проект уже привлекал инвестиции в размере 160 миллионов долларов при оценке в 600 миллионов. Казалось бы, что в нем особенного? Необычный подход к маркетингу и неординарная бизнес-модель.
Его основатель, Майкл Дубин, запустил проект около 4 лет назад, подготовив вирусный ролик о компании под названием «Наши лезвия – офигительно крутые». С того времени ролик набрал свыше 22 млн просмотров на YouTube. Ролик пародирует бесчисленные рекламные видео о брендовых уникальных продуктах.
Каждому известны муки выбора в супермаркете или торговом центре, когда нужна какая-то одна повседневная вещь, но при этом она представлена десятками вариантов от разных брендов и непонятно, чем один вариант от другого принципиально отличается, кроме цены и упаковки. Пользователь тратит довольно много времени на обдумывание выбора и не всегда остается доволен результатом.
Майкл подошел к решению этой проблемы кардинально: за 1 доллар он предлагает пользователям каждый месяц обычные станки для бритья хорошего качества с доставкой на дом. Так стартап, в принципе, избавляет пользователя от необходимости тратить время и усилия на выбор нового продукта, попытки разобраться в различиях потребительских брендов и т.д.
«Вам на самом деле нужна бритва с десятью лезвиями, фонариком и чесалкой для спины?», – вопрошает основатель DSC в ролике.
Среди покупателей компании есть несколько процентов тех, кто даже после переезда оплачивает подписку на старый адрес.
Денис Довгополый, соучредитель GrowthUP Group, в своем блоге характеризует сделку так:
«Я не считаю Майка предпринимателем, медийщиком или дисраптором. Я думаю, что он – нейрохирург. Он умеет ампутировать часть мозга, отвечающую за выбор определенного товара. Он подключил сотни тысяч человек к сервису, который навсегда исключил их из числа клиентов компаний, производящих станки для бритья.
В многочисленных статьях и обсуждениях лично Dollar Shave Club называли главной угрозой FMCG-компаниям и компаниям с логистикой для FMCG-товаров в 21 веке. Это офигеть какое достижение для стартапа. Компании с выручкой в сотни ярдов долларов в год боятся маааааленького стартапчика, у которого под капотом нет никакой технологии».
В итоге, стартап, поднявшийся на принципиальной «антибрендовости», будет куплен одним из крупнейших FMCG-брендов мира.