Профильным департаментам области необходимо наладить межведомственное взаимодействие по вопросам профессионального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

К такому решению пришли участники заседания Областного координационного совета по охране семьи, материнства, отцовства и детства, которое прошло сегодня под председательством заместителя Губернатора области Олега Васильева.

Одним из вопросов, который на нем обсудили, стала организация трудового воспитания и профессионального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в региональной системе образования.

В учебных организациях области в 2016-2017 учебном году обучается более 5,7 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья и 2,5 тысяч детей-инвалидов. Эти ребята через систему специально организованных уроков труда по таким направлениям, как ручной и профессиональный труд, обучение по конкретному виду труда через уроки по столярному, слесарному, картонажно-переплетному, швейному делу, сельскохозяйственному, строительному труду, приучаются к будущей трудовой деятельности.

Кроме того, наряду с традиционными профилями трудового обучения с учетом состояния здоровья обучающихся, потребности муниципального образования в квалифицированных кадрах введены новые профили трудового обучения, в том числе помощник воспитателя, резчик по бересте и дереву, рабочий по комплексному обслуживанию здания, слесарь строительный, сварщик, автослесарь, дворник и другие.

Для координации работы по профессиональному обучению и реализации профориентационных мероприятий в общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, созданы профориентационные советы, функционируют кабинеты профессиональной ориентации, разрабатываются индивидуальные профориентационные паспорта для старшеклассников. Ежегодно в образовательных организациях в рамках профессиональной ориентации обучающихся проводятся внеклассные мероприятия, тренинги, беседы.

Важным разделом трудового и профессионального воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, прежде всего обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), участники встречи назвали занятия общественно полезным трудом (уборка помещений и территории образовательной организации, ремонт одежды и мебели и др.).

«Программы профессионального обучения, реализуемые в профессиональных образовательных организациях области за счет областного бюджета, обеспечивают профессиональную подготовку по профессиям рабочих, должностям служащих выпускников общеобразовательных школ с различными формами умственной отсталости, не имеющих основного общего или среднего общего образования (т.е. обучавшихся в школах по адаптированным общеобразовательным программам)», - отметила на заседании заместитель начальника Департамента образования области Любовь Воробьева.

По ее словам, ежегодно Департамент образования области устанавливает бюджетные места по программам профессионального обучения для приема на обучение выпускников школ с различными формами умственной отсталости. Так в, 2016-2017 учебном году в 8-ми из 27 подведомственных профессиональных образовательных организациях обучается 147 человек с различными формами умственной отсталости по 6-ти рабочим профессиям: «Кружевница», «Маляр», «Столяр строительный», «Штукатур», «Швея», «Садовник» (новая программа с 2016 года). На 2017-2018 учебный год приказом Департамента образования области установлено 165 бюджетных мест; обучение будет осуществляться в 10-ти профессиональных образовательных организациях по 8 рабочим профессиям: «Кружевница», «Маляр», «Столяр строительный», «Штукатур», «Швея», «Садовник», «Вязальщица трикотажных изделий», «Горничная». Обучение рассчитано на 1-2 года. Программы профессионального обучения разрабатываются и утверждаются профессиональными образовательными организациями, все они адаптированные.

Также в ходе заседания обсудили вопросы соблюдении прав и законных интересов детей в Вологодской области в 2016 году и организацию трудового воспитания, профессионального образования, занятости детей с умственной отсталостью.