Представьте, что есть люди, которые без проблем зарабатывают деньги, не покидая дом. Они работают по удобному для себя графику, а не с 9-00 до 18-00, и тратят 100% рабочего времени на выполнение интересных задач. Потому что они — фрилансеры. Самое сложное — начать, а для этого нужно определиться, чем вообще заниматься.
Пять шагов на пути к фрилансу 1. Понять, какие навыки, приобретенные в офисе, пригодятся для поиска первых заказов
Кто-то, например, за время работы в офисе стал продвинутым пользователем Excel и умеет автоматизировать вычисления, создавать красивые и функциональные таблицы, синхронизировать работу нескольких файлов, а кто-то имеет внушительный опыт работы в HR. Если офисная работа была связана с программированием, веб-дизайном, переводами, журналистикой, стать фрилансером вообще не составит никакого труда. Очень востребованы «холодные» и «теплые» звонки, поэтому человек, который ранее работал в продажах, сможет подобрать для себя несколько подходящих вакансий.
2. Выбрать направление обучения
Если вы хотите полностью сменить сферу деятельности, придется осваивать новую профессию «с нуля». В этом случае придется окончить курсы или заняться самообразованием.
Сегодня можно найти практически любые курсы, тренинги и обучающие видеоуроки, которые помогут получить необходимые знания. Например, можно окончить курсы видеомонтажа, графического дизайна, Front-end, SEO или даже курсы программирования Java и заняться разработкой мобильных приложений.
Впрочем, есть немало профессий, например, копирайтер, редактор, переводчик, администратор социальных сетей, для которых вовсе не обязательно проходить какие-либо курсы.
3. Найти свой первый заказ
Очень часто начинающие фрилансеры пытаются получить свой первый заказ на фриланс-биржах, и такой подход очень часто не приносит желаемых результатов по нескольким причинам. Во-первых, заказчики выбирают исполнителя через биржу на основании его рейтинга, отзывов и примеров уже выполненных работ, то есть портфолио. Поскольку начинающий фрилансер не выполнял ранее никаких заказов, его рейтинг будет нулевым, поэтому шансов получить работу мало. Заказчики в основном выбирают опытных исполнителей.
Гораздо проще найти первый заказ через специальные группы в социальных сетях (например, программисты-фрилансеры, удаленная работа), сайты по поиску работы или через знакомых фрилансеров. Все эти способы бесплатны в отличие от фриланс-бирж, где нужно заплатить определенную сумму за каждый отклик на вакансию или процент от каждого выполненного задания.
4. Найти постоянных заказчиков
С каждым выполненным заказом вы будете набираться опыта и узнаете, где и как лучше находить заказчиков именно в вашей сфере. Как раз на этом этапе можно и нужно начинать работать на фриланс-биржах, поскольку у вас уже появятся навыки для создания хорошего портфолио для его последующего размещения в своем профиле. Даже если исполнитель на фриланс-бирже имеет невысокий рейтинг, но примеры работ впечатлят заказчика, есть шанс получить выгодный заказ.
Спустя несколько месяцев можно искать работу в студиях, куда берут только опытных фрилансеров. Среди преимуществ сотрудничества со студией — постоянная обеспеченность заказами и руководитель, заинтересованный в том, чтобы работа была выполнена качественно. Студии хороши и тем, что они позволяют фрилансеру развиваться и совершенствовать свои навыки. Здесь всегда подскажут, как лучше выполнить задание, а при возникновении сложностей дадут помощника.
5. Найти свою специализацию
Хорошему фрилансеру обязательно нужно найти свою специализацию. Например, веб-дизайнер может специализироваться на разработке интерфейсов для мобильных приложений или игр и программ. Одни фрилансеры, работающие с аудио и видео, специализируются на создании презентаций, в то время как другие занимаются аудио- и видеомонтажом.
Топ-5 вакансий для фрилансеров без опыта 1. YouTube-менеджер
YouTube-менеджер управляет каналами на YouTube, создает оформление, прописывает ссылки и хэштеги к каждому видеоролику, проверяет комментарии и отвечает на них, подключает партнерские программы и монетизирует канал. Достаточно будет потратить день или два, чтобы разобраться в непростом функционале и принципах работы YouTube.
2. Администратор сообществ в социальных сетях
Стать администратором сообщества в социальных сетях может фрилансер без опыта и навыков. Такая работа требует хороших знаний функционала социальной сети и умения общаться с людьми. Основные задачи администратора — создания интересного и уникального тематического контента, привлечение новой аудитории, размещение рекламы, монетизация пабликов.
3. Рерайтер
Рерайтер — это специалист, который берет один, два или три текста из разных источников, чаще всего предоставляемых заказчиком, и переписывает его своими словами. Высокая грамотность, умение строить красивые предложения и быстро печатать — это основные требования к рерайтерам.
4. Администратор
В SEO-агентства, онлайн-школы и различные студии часто требуется администратор, который будет составлять расписание, консультировать клиентов, принимать заявки и выставлять счета на оплату.
5. Менеджер по продажам
Менеджеры по продажам составляют клиентскую базу, осуществляют «холодные» или «теплые» звонки, обрабатывают заявки с сайта, консультируют клиентов на всех этапах сотрудничества. Обычно менеджеры получают определенный процент с каждого заказа. Требуются отличные навыки делового общения, грамотная речь и умение заинтересовать потенциального клиента.