Работаем на себя: Как открыть свой бизнес по франшизе

Сегодня только ленивый не мечтает о собственном бизнесе, который позволит вырваться из надоевшего офиса. Однако начинать дело с нуля – серьёзный риск. По статистике, более 90% частных предприятий становятся банкротами в первый же год после старта. Жёсткая конкуренция, несовершенный бизнес-план, ограниченные финансовые возможности, отсутствие опыта продаж – этих подводных камней позволит избежать франчайзинг. Rjob узнал, как запустить максимально рентабельный бизнес по франшизе.

Что такое франчайзинг

Франчайзингом называют готовую бизнес-модель, на базе которой успешно функционирует предприятие. Франчайзер – тот, кто предоставляет физическому или юридическому лицу право пользоваться данной бизнес-моделью. Франшиза – возможность использования раскрученного бренда, технологий, маркетинговых разработок, рекламных стратегий, патентов и изобретений компании. Покупателя франшизы именуют франчайзи.

Право осуществления коммерческой деятельности под чужим брендом в большинстве случаев предоставляется на платной основе. Франчайзи обеспечивает первоначальный (паушальный) взнос – единовременную плату за аренду бренда и использование готовой бизнес-модели. Кроме того, ежемесячно или ежегодно необходимо платить роялти – проценты с прибыли.

В числе наиболее известных франчайзеров в России – сети быстрого питания McDonalds, Subway, сеть супермаркетов «Перекресток» и «Пятёрочка».

Как найти хорошего франчайзера

Бизнес по франшизе можно вести в различных направлениях. Кафе, салоны красоты, магазины и автозаправки – выбирайте то, к чему больше лежит душа. Но при этом не забывайте внимательно изучить всю подноготную франчайзера.

Владелец франшизы, руководитель сети Gelateria Plombir Евгений Драй советует начинающим предпринимателям обратить внимание на историю компании-франчайзера: узнать, сколько ей лет и как долго она продвигает свой бренд.

«Брать франшизу-однодневку – это всегда риск. Кроме того, внезапно могут возникнуть проблемы с Роспатентом. Для компании-франчайзера обязателен опыт развития прибыльного бизнеса. Должны быть свои собственные торговые точки и успешный опыт управления сетью. Это и есть брендбук, который владелец франшизы предлагает потенциальным партнёрам», – отмечает Евгений Драй.

Основатель компании «Персональное решение» Денис Решанов обозначил пункты, на которые стоит обратить внимание при выборе франчайзера:

1. Роялти. Эти выплаты нужны для обслуживания различных клиентских, сервисных и технических отделов. Роялти не должны быть слишком большими, но если их нет вообще, то компания не нацелена на построение долговременных отношений со своим партнёром, а просто хочет заработать денег на продаже.

2. Возраст компании. За год или два вряд ли можно понять всю суть рынка и отработать возникающие вопросы.

3. Дата регистрации сайта компании. Несколько лет его существования – показатель надёжности фирмы.

4. Рекомендательные письма от клиентов и отзывы в СМИ. Они помогут понять, стоит ли доверять компании.

5. Количество действующих партнёров. Чем больше, тем лучше.

6. Отчётность по бизнесу, который компания развивает по франчайзингу. Необходимо запросить у франчайзера договоры с клиентами, платёжки и другие документы.

7. Офис компании-франчайзера. Посетите офис, познакомьтесь с командой, которая работает над франшизой, обратите внимание на отдел, где отвечают за поддержку франчайзи. Если это большой слаженный механизм, то беспокоиться не о чем.

Илья Захаров, владелец онлайн-химчистки WashDrop, считает, что ставку нужно делать на известные бренды, которые дорожат своей репутацией: «Им не выгодно, чтобы франчайзи разорялись под их вывеской: «Не гонитесь за дешёвыми предложениями. Бросовая цена на готовый бизнес означает, что никакими ноу-хау, отлаженными бизнес-процессами, проработанным бизнес-планом с вами не поделятся. Тщательно изучите предложение. Учитывает ли бизнес-план особенности вашего региона или штампуется для всех один?»

Список проверенных франчайзеров, действующих на российском рынке, а также отзывы франчайзи можно найти в Рунете.

«За» и «против» бизнеса по франшизе

В первую очередь, бизнес по франшизе позволяет экономить деньги, нервы и время.

Валерия Краскова, PR-менеджер ГК «Персональное решение», выделяет следующие положительные моменты:

1. За вас уже сделали все ошибки, создали успешную модель ведения бизнеса и предоставили её в удобной упаковке.

2. Вам дают сразу все инструменты, инструкции и рекомендации, чтобы бизнес был успешен с самого начала.

3. Вы точно знаете, сколько средств необходимо вложить, какое количество времени потратить на бизнес-процессы, как они будут протекать.

4. Вы следуете инструкциям, правильность которых была давно отработана на головной компании и первых партнёрах. В руках у вас проверенная эффективность бренда и его имя, которое уже является гарантом для клиентов.

5. Вы пользуетесь технологиями, которые трудно создать самостоятельно (например, дорогостоящие CRM-системы).

6. Вы получаете четкие инструкции по найму и управлению персоналом, а значит, будете работать с нужными для вашего бизнеса специалистами.

Но в любой бочке мёда найдётся место для ложки дегтя. О минусах франчайзинга лучше узнать до того, как вы оплатите франшизу. Валерия Краскова акцентирует внимание на трёх моментах:

1. Жёсткий регламент сотрудничества. Вы обязаны соблюдать все аспекты в рамках используемого бренда, собственное творчество может лишить вас бизнеса в одностороннем порядке.

2. Географические ограничения. Франчайзер определяет, где именно вы можете вести свой бизнес.

3. Банкротство франчайзера. Этот пункт спорный. Нужно учесть, что при грамотно составленном договоре, имея опыт и технологии, вы сможете продолжить свой бизнес и дальше.

Советы франчайзи

Итак, вы решились открыть дело, купив готовую бизнес-модель компании-франчайзера. Владелец онлайн-химчистки WashDrop Илья Захаров рекомендует не ждать быстрых результатов и не пренебрегать пунктом «ресурсы», ведь ни один бизнес, даже готовый, не окупается с первого месяца запуска.

Валерия Краскова, PR-менеджер ГК «Персональное решение», советует четко определиться с нишей для бизнеса: «Не пытайтесь найти эксклюзивную франшизу, которая предоставляет что-то из ряда вон выходящее. Изучите спрос в своем городе и конкуренцию, ищите среди тех сфер, которые нужны людям, а потом покупайте франшизу лидера на этом рынке. Выбирайте франшизу, которая не требует вложения большого количества оборотных средств. Иначе, если у вас не получится, вы потеряете в несколько раз больше, чем потратили на паушальный взнос».

И еще один совет напоследок – экономьте. Ведь даже самая безупречная бизнес-модель не убережёт расточительного предпринимателя от убытков и разорения.

Личный опыт

Предприниматель Денис Насыр из Петрозаводска приобрёл франшизу у компании «Персональное решение». Выбор бизнесмена – услуги грузчиков и разнорабочих.

«Я вёл собственное дело (автосервис) 8 лет. Сейчас в некоторых направлениях автобизнеса наблюдается спад, поэтому решил освоить другую нишу. В последние несколько лет думал о франчайзинге, а пару месяцев назад проанализировал доступные франшизы и купил подходящую.

Когда занимался автобизнесом, то наломал кучу дров в самом начале. Проще купить франшизу, без неё потеряю намного больше времени и денег. Лучше использовать чей-то опыт. В любом случае деньги, вложенные во франшизу, отобьются, и еще я получу новые связи и профессиональные навыки».