Разные индивиды неодинаково овладевают знаниями, приобретают навыки и умения — это зависит от способностей. Способности — психические особенности человека, которые создают предпосылки для успешного овладения определенным видом деятельности. Естественной основой способностей индивида есть задатки. Формой проявления способностей является одаренность (высокий уровень общих и специальных способностей, которые являются предпосылкой творческих достижений) и талант (сочетание особых способностей, благодаря которым человек создает значимые, новаторские продукты деятельности). На сайте www.farosta.ru предлагается принять участие в различных мероприятиях по развитию ребенка. В старших классах проявляются такие качества умственной деятельности ребенка:
Любознательность. Способность к поиску различных способов решения. Она является источником активности ребенка, стремления глубоко и разносторонне познать мир. Порождает и обеспечивает функционирование познавательного интереса, который является эмоционально окрашенным выражением потребностей человека. Предостерегает от «игры в любознательность», побуждает педагогов и родителей к созданию благоприятных условий для развития ребенка.
Критичность — способность к объективной оценке фактов, явлений и анализа результатов деятельности.
Сообразительность — скорость мыслительной реакции.
Вдумчивость — глубина и сосредоточенность умственной деятельности.
Для развития познавательных интересов и познавательной активности необходимо формировать богатый и разнообразный сенсорный опыт детей, последовательно развивать основные виды мышления, игровую и другие виды деятельности (общение, производительную, учебную), расширять и углублять знания, совершенствовать общие и специальные навыки умственной деятельности (обследования предметов, наблюдение за явлениями окружающей действительности, выделение существенных признаков предметов и явлений, сравнение и обобщение т. п.).
Уже в дошкольном возрасте нужно учить ребенка самостоятельному поиску знаний, что способствует формированию умения эффективно познавать действительность. Очень благоприятной средой для развития познания и активности является природа. Эффективное умственное воспитание зависит от того, насколько умелым и целенаправленным является педагогическое руководство процессом умственного развития, от педагогических умений, личного примера и настроенности педагога постоянно работать над обогащением ума ребенка.