Уважаемые киноманы! Я бы хотел пригласить вас на очень необычный рейс на самолёт. Необычный он хотя бы потому, что за штурвалом самолёта находится один из гениев современной кинематографии- Мартин Скорсезе, а ассистирует ему в этом полёте ныне один из самых ярких кудесников актёрского ремесла и по совместительству его главная муза- Леонардо ДиКаприо. Полёт этот будет немного затянутым, погода за иллюминаторами будет то и дело меняться, от слепящего солнца до яростных грозовых перевалов, на борту будут кипеть страсти, приправленные одержимостью, любовью и безграничным стремлением к мечте. Пару раз самолёт будет на грани падения. А возможно вам самим захочется спрыгнуть с него, и руки невольно потянутся к парашюту. Но, когда всё закончится, сходя с трапа, вы поймёте, что пережили это приключение не зря.
"Авиатор"- автобиография Говарда Хьюза, человека очень неординарного, эксцентричного, падкого до прекрасного пола, но ещё более падкого до самолётов. Конечно, в какой-то степени это история о мечтателе. И вы можете задать мне вполне логичный вопрос: "Чем же этот фильм отличается от сотен других фильмов о мечтателях?". Да хотя бы тем, что главный герой не брызжет слюной, крича каждые пять минут направо и налево, что нужно следовать за мечтой. Хьюз просто увлечён любимым занятием и делает то, что должен. Для него это отнюдь не мечты, а реальность. Маленькими шажками он медленно, но верно преодолевает каждое новое испытание. Иногда кажется, что Говард вот-вот не выдержит и сломается... но это всего лишь минутная слабость.
Вообще история Говарда Хьюза рассказана в фильме очень подробно, а не в общих фразах, как это зачастую делают. В фильме всплывает множество интересных фактов и нюансов из его биографии. Некоторые детали и вовсе кажутся абсурдными, однако нельзя назвать их неправдоподобными. Если сценаристы что-то и добавили от себя, то сделали это самым неприметным и гуманным способом.
Об игре ДиКаприо могу сказать лишь одно. Оскар в студию! Леонардо ещё раз подтвердил, что играть людей, одержимых чем-либо- это его конёк. Чем он уже только не был одержим: деньгами, местью, снами в конце концов. А в "Авиаторе" для него вообще настоящее творческое раздолье: его герой одержим не только авиацией, но ещё и чистотой (Говард не переносит микробов). И ко всему этому ещё добавляется серьёзное психологическое расстройство (при просмотре вы, наверняка, не раз вспомните его образ из " Острова проклятых"). Все мы знаем, как ДиКаприо умеет играть людей, которые привыкли получать то, что хотят. В "Авиаторе" от него требовалось не совсем это. Здесь Лео не толкает длинные мотивирующие речи в духе Джордана Белфорта или Кэлвина Кэнди. Ему пришлось стать этаким хамелеоном: от амбициозного светского льва он умело делает плавные переходы до боящегося толпы и фотокамер зашуганного паренька.
Хороши и остальные актёры. Особенно понравилась Кейт Бланшетт, исполнившая роль Кэтрин Хёпберн. В дуэте с ДиКаприо она буквально распускается на экране. Хотя она и без Лео чувствует себя вполне комфортно и независимо. Кейт являет собой воплощение легкомысленности и изящества (и лицемерия в какой-то степени). Хотя в почти трёхчасовом хронометраже ей уделили от силы минут сорок, этого ей с запасом хватило, чтобы наиграть на Оскар. Хороша и другая пассия Говарда- Ава Гарднер, в исполнении Кейт Бекинсейл. В противовес Бланшетт, она являет собой неприступную крепость. Неприступную, но такую родную. Именно она станет для Хьюза светом в конце тоннеля, когда казалось бы все карты против него. В фильме можно встретить ещё много знакомых лиц: Джуд Лоу, Уиллем Дефо, Алек Болдуин, но их роли не столь велики и значительны.
Ну и не могу не сказать пару слов про режиссуру. Мартин Скорсезе преподнёс матер-класс, как надо снимать биографические фильмы. Скорсезе действует с привычным размахом: роскошные вечеринки, красные дорожки, испытания самолётов, всё это смотрится очень красиво. Тем более музыку Говард Шор написал вполне соответствующую. Но лучше всего у него получилось показать козни главного героя. В некоторых эпизодах кажется, что именно режиссёр является главным раздражителем для несчастного авиатора. Уже только за это Мартину можно петь дифирамбы.
Итак, полёт в компании Скорсезе и ДиКаприо вышел не только увлекательным и познавательным, но и в очень лёгкой форме оставил послание: "Если мечтать, то до неба!". Не смотря на большой хронометраж, фильм пролетел на одном дыхании, оставив после себя пищу для размышлений. Так или иначе, каждому киноману хоть раз стоит попробовать полететь этим рейсом. Возможно в восторг вы и не придёте, но уж точно не останетесь равнодушны. Так что пристегните ремни!