ЦБР просит банки подтолкнуть эмитентов облигаций к переходу на российские рейтинги

Рейтинги агентств "большой тройки" вскоре не будут учитываться Банком России при включении новых выпусков ценных бумаг в ломбардный список, сказал на репо-форуме в среду первый зампред Банка России Сергей Швецов.

ЦБР аккредитовал в 2016 году два российских рейтинговых агентства - АКРА (25 августа) и Эксперт РА (6 декабря). Срок для получения аккредитации российскими агентствами истекает 13 января 2016 года, иностранными - 13 июля 2017 года.

Первый зампред ЦБР обратил внимание на то, что перед рейтинговыми агентствами стоит большая задача заместить за маленький срок "большую тройку", поэтому ЦБР собирается использовать для уже обращающихся выпусков ценных бумаг "дедушкину оговорку":

"Участники рынка смогут удерживать ценные бумаги, по которым присвоен рейтинг "большой тройки" или рейтинги российских рейтинговых агентств, не прошедших валидацию, до тех пор, пока эти рейтинги не будут переназначены, и до тех пор, пока эти рейтинги не будут снижаться. Это правило - "дедушкина оговорка", - не будет действовать в отношении новых выпусков ценных бумаг, учитывая, что у нас достаточно активно эмитенты проявляют свою активность".

"Это не означает, что "большая тройка" уйдет с российского финансового рынка, это означает, что для целей регулирования ни ЦБ, ни правительство РФ не будут учитывать рейтинги "большой тройки" в тех регуляторных положениях, которые действуют в отношении пенсионной системы, страховых организаций, профучастников рынка ценных бумаг, формирования ломбардного списка. В какой-то части большая тройка останется в банковском регулировании, потому что это прямое требование базельских инструкций", - добавил Швецов.

ЦБР как регулятор вполне удовлетворен подготовкой рейтинговой индустрии к тому, чтобы определять уровень рейтингов для эмитентов в соответствии с современными требованиями и исходя из принципов профессионального скептицизма, но эмитентам стоит поторопиться с получением новых оценок.

"Я думаю, что банкам, финансовым компаниям очень важно повлиять на эмитентов, чтобы они заблаговременно обратились к рейтинговым агентствам и получили рейтинги. Иначе проведение операций с этими ценными бумагами будет либо невозможно, если речь идет о ломбардном списке, либо дискомфортно, учитывая что рейтинги используются для фиксации определенного уровня резервирования и аллокации капитала по инвестиционным позициям", - сказал Швецов.