Рынок аренды: клиенты думают в 24 раза дольше

Еще два-три года назад российский рынок аренды жилья был в полном порядке, квартиры в любом состоянии быстро находили своего арендатора, а арендодатели не испытывали больших проблем при сдаче квартир и домов. Но сейчас ситуация на рынке аренды принципиально иная.

Наиболее яркий пример — это арендная недвижимость эконом- и комфорт-класса. Достаточно сказать, что время принятия решения о найме той или иной квартиры увеличилось в 24 раза. Во всяком случае, это утверждают эксперты департамента аренды квартир компании “ИНКОМ-Недвижимость”. Арендаторы объектов комфорт-- и бизнес-класса рассматривают порядка 7–10 вариантов, а еще год назад они выбирали из 3–4 квартир. Надо заметить, что востребованность наиболее ликвидных квартир остается высокой. Как утверждают специалисты рынка аренды, поиск нанимателей для них ограничивается несколькими часами — но такое случается довольно редко.

Возникает закономерный вопрос — а почему, собственно, при высокой востребованности бюджетных вариантов увеличился срок принятия решения о найме?

Заместитель директора Департамента аренды квартир “ИНКОМ-Недвижимость” Оксана Полякова считает, что увеличение срока принятия решения о найме при высокой востребованности наиболее бюджетных объектов объясняется существенным приростом предложения за год. Ведь пик спроса на арендные квартиры всех классов пришелся на первый квартал 2015 года.

“В настоящее время базы данных объектов пополнились за счет введенных в эксплуатацию новостроек и не проданных на вторичном рынке квартир, перешедших в сегмент аренды, кроме этого, появилось много ветхих квартир в неудовлетворительном состоянии, которые сдаются под ремонт”, — утверждает эксперт.

Риелтор Мария Горячева добавляет, что увеличение срока выбора арендного жилья в нынешних условиях — совершено нормальная и закономерная вещь. Когда предложений много и их количество в два с лишним раза превышает спрос, арендаторы наверняка будут выбирать нужный вариант намного дольше, чем более динамичные времена, когда арендные квартиры разлетались как горячие пирожки.

Появилось на рынке недвижимости и еще одно интересное явление — арендодатели все чаще сами ищут себе клиентов, отказываясь от услуг профессиональных риелторов. Но в этом случае сами хозяева и составляют рекламные объявления. Итак, что привлекает арендаторов в рекламных объявлениях в первую очередь?

Приоритетными причинами, побуждающими заинтересоваться объектом, эксперты рынка недвижимости называют выгодные условия оплаты найма, а также факторы новизны и современности квартиры.

“Когда предложение превышает спрос, то на первые роли выходит размер скидки на арендное жилье. Также хорошие перспективы у квартир, в описании которых используются следующие характеристики: “Не требует ремонта”, “Сдается впервые” или “Современная мебель, новая бытовая техника”, — утверждает руководитель агентства недвижимости “Мой дом” Сергей Цыгалев.

Эксперт агентства по аренде недвижимости "Best-дом" Светлана Лядова добавляет, что низкий спрос на арендное жилье заставляет собственников квартир и домов быть более гибкими в общении с арендаторами. Во всяком случае, хозяева уже не выдвигают арендаторам дополнительных требований. Только так можно сдать квартиру в сжатые сроки.

“За время кризиса на рынке недвижимости изменились не только хозяева арендного жилья, о и сами арендаторы. Сейчас они демонстрируют прагматичный и разумный подход к съему жилья: И именно поэтому выбирают намного дольше, чем, допустим, два-три года назад. Более того, в сегодняшних непростых условиях ни увеличение запросов, ни готовность превышать лимитированный бюджет со стороны арендаторов не могут быть выделены в качестве трендов”, — говорит эксперт.