Сегодня мы публикуем очередной блог от профессионала рынка. Святослав Малышкин, эксперт в области недвижимости, работающий на рынке с 2007 года, рассказывает об особенностях сделок с большими коммерческими площадями, а также свое видение роли риелтора в сегодняшней реальности.
Рассматривая информацию по проведенным сделкам больших площадей, т. е. от 5000 кв. м и больше, все чаще вижу, что компания-покупатель или арендатор без участия агентств недвижимости самостоятельно находит нужные площади, выходит на переговоры и проводит сделку. Такое сложно было представить вплоть до 2009 года. Тогда такие сделки и поиск по площадям проводились с помощью агентств недвижимости. Даже на большие площади серьезные компании-покупатели/арендаторы привлекали агентства недвижимости, при этом имея в штате юриста или юридический отдел. Агентство недвижимости — это не просто компания, состоящая из юристов, бухгалтера, системного администратора, брокеров-поисковиков и работающих с клиентами. Это своего рода часовой механизм, где все специалисты взаимосвязаны друг с другом. При отсутствии предложений на рынке нечего будет показать клиентам по поступившим заявкам, а если информация представлена поздно и недостоверно, то сделка может не состояться или пройти с ошибками. В итоге агенство может вместо комиссионных получить иск в суд.
Для небольших агентств недвижимости заказы на большие площади — весьма интересная перспектива. Очень часто на такие сделки привлекают к работе всех сотрудников. Найденная информация по объектам недвижимости проверяется, анализируется и выдается в понятном для покупателя/арендатора виде.
В настоящее время нет необходимости в агентстве для таких сделок. Покупатели и арендаторы сами находят объект недвижимости, проверяют информацию, находят ее владельца, проводят переговоры и выходят на сделку. Казалось бы, почему такой механизм не работает для большинства сделок на 300, 400, 700, 1000 кв. м? Ответ простой. Здесь действует закономерность: чем больше предлагаемая площадь помещения или здания, тем меньше таких предложений на рынке, а, значит, привлекать агентство недвижимости в качестве поисковика и юридического консультанта нет необходимости. Многие специалисты из агентств по недвижимости ушли в компании, которые могут быть покупателями/арендаторами по сделкам, и у них есть большой опыт поиска недвижимости, своя информационная база объектов. Также весьма активно стали развиваться порталы, где представлена информация по большим площадям с контактами собственников. И это еще одно обстоятельство, которое побуждает самостоятельно искать и проводить сделки по большим площадям без привлечения посредников.
В какой-то мере на это повлиял кризис 2014 года, когда собственники больших площадей не особо хотели платить риелторам и сами стали активно рекламировать свои объекты. Реклама сделала свое дело, появились покупатели и арендаторы на такие площади, которые они нашли самостоятельно, и сами стали проводить сделки. Для многих агентств недвижимости кризис 2014 года стал моментом истины, проверкой на выживание, финансовую устойчивость, на рекламную изобретательность, эффективность в работе и умение импровизировать в изменяющихся условиях. Не все пережили сложные времена, но условия рынка оставили самых сильных, изобретательных и эффективных. На сегодняшний день агентствам многое пришлось преодолеть и научиться новому в своей работе.
Сейчас риелторы отличаются даже от самих себя пятилетней давности. Сегодняшние агентства, брокеры и риелторы — это не просто продавцы услуг по реализации, это специалисты, которые используют комплексный подход в достижении результатов. Они стремятся быть в тренде, постоянно повышают свой личностный и профессиональный уровень. Такие специалисты и компании — больше «информационные координаторы» интересов собственников недвижимости и потребностей покупателей/арендаторов. И именно они будут дальше работать, несмотря на то что технический прогресс делает жизнь людей и труд в социуме проще, а информация становится доступнее.