Сямисэн или сангэн («три струны») - трехструнный музыкальный инструмент, на котором играют с помощью плектра («бати»). Сямисэн является модификацией музыкального инструмента сансин, на котором исполняли музыку на Окинаве, в королевстве Рюкю, но прародителем обеих инструментов считается китайский саньсиань («три струны»), покрытый змеиной кожей инструмент в форме барабана. Предлагаем посетить интрнет-магазин https://musiclab.pro/product-category/dj-oborudovanie/mikshery/ и приобрести нужное музыкальное оборудование.
В Японии инструмент саньсиань появился в шестнадцатом веке (1562) благодаря торговцам, которые курсировали на кораблях между двумя географическими областями Японии (города Сакай и Осака и порт Хаката на Кюсю). На Кюсю на инструменте музицировали слепые священники. Приблизительно после тридцати лет экспериментов и усовершенствований, к началу периода Адзути, была установлена основная форма современного сямисэна, змеиную кожу поменяли на кожу кошки или собаки. На лучших старинных сямисэнах всё ещё могут быть замечены соски кошки. В наши дни для инструмента используют синтетические материалы.
Самый старый образец инструмента - «Ёдо» - был изготовлен ремесленниками Киото по заказу Тоётоми Хидэёси. Сямисэн по длине почти такой же, как гитара, но шейка (сао) более тонкая и без ладов. Прямоугольно-округленное тело, покрытое кожей, называется «до». Три струны сямисэна обычно изготовляют из шелка и последовательно из нейлона. Самая дорогая древесина, используемая при создании инструмента - «коки», очень твердая импортируемая порода тропического красного дерева. Но древесина грецкого ореха, тутового дерева, китайской айвы также применяется. Три основных типа, зависящих от толщины сао: хосодзао (узкая шейка) для нагаута; тюдзао (средняя шейка) востребован в музыкальных жанрах токивадзу, киёмото синнай; футодзао (толстая шейка) – для гидаю. Характерный звук сямисэна, немного похожий на «гудение» ситара, называется «савари». Бати в старые времена делали из слоновой кости или черепашьего панциря, но в наши дни он чаще обычного деревянный, и по форме напоминает лист дерева гинкго.
Сямисэн «выступает» соло или в дуэте с другим сямисэном, иногда в сопровождении с традиционными японскими музыкальными инструментами, как аккомпанемент японской песни, «коута» (короткая песня), «нагаута» (длинная песня); как музыкальное сопровождение для рассказчика (таю), дзёрури; в драмах театра Кабуки: в кукольном театре Бунраку. Музыкальное оформление в первые годы становления театра Кабуки было идентично таковому в театре Но, без сямисэна, но во время эры Эдо музыка, исполняемая на сямисэна стала обязательной частью театрального представления.
Нагаута. Преобладающий музыкальный жанр, длинная песня или несколько коротких, нанизанных друг на друга песен. Форма эта появилась в театре Кабуки, оттого её называют «Эдо Нагаута». В своем строгом виде нагаута – лирическая часть, поэтический намек. Она описывает чувства персонажа косвенно, намеком и настроением, и большое значение имеет мелодия и ритм. Но в течение девятнадцатого нагаута становилась все сложнее и декоративнее. Дзёрури. Одна из традиционных форм музыкально-поэтического искусства, в котором повествовательную часть исполняет, вернее пропевает, таю под аккомпанемент сямисэна. Учитывая, что это музыкально-повествовательный жанр, основной акцент делается на слова, а не на музыку.
Гидаю. Самым известным и, пожалуй, наиболее востребованным из повествовательных жанров является стиль гидаю, названный так благодаря искусству уникального рассказчика, достигшего небывалых высот. Речь идёт о Такэмото Гидаю (1651-1714), который в кукольном театре (Нингё Дзёрури) положил начало традиции театра Бунраку в Осака. По преданию Гидаю со своей труппой, в течение тех лет, когда путешествовали по стране с представлениями, остановились на острове Миядзима (префектура Хиросима). После каждого представления, Гидаю отправлялся в храм Ицукусима, чтобы совершить молитву.
В один из дней он услышал музыку и увидел святого, который выходил из воды. Святой подошел к Гидаю и вручил ему свиток, что послужило знаком, указавшим путь к созданию нового стиля. После чего Гидаю отправился в Осака и основал свой театр. Свою манеру исполнения он назвал «торю» - современный стиль. Певец-рассказчик должен проговаривать все роли в пьесе и петь комментарии к действу. Сямисэн гидаю (футодзао) и его плектр - самые большие из семьи сямисэнов.