В торговле кешбэк представляет собой возврат небольшого процента от стоимости покупки. Подобные схемы появляются и в недвижимости
На рынке недвижимости появился новый вид акций от застройщиков — кешбэк при покупке квартиры. Строительные компании предлагают вернуть покупателям часть потраченных на жилье средств — в зависимости от стоимости квартиры.
Кешбэк получил широкое распространение в онлайн-торговле розничными товарами. Он представляет собой определенный процент от стоимости покупки, который возвращается покупателю. По сути, это отсроченная скидка, которую он получает по истечении определенного периода, предусмотренного для возврата денег. По тому же принципу работают кредитные и дебетовые банковские карты — держатель карты, пользуясь программой лояльности по возврату средств, рассчитывается за товары и услуги картой, получая часть денег назад. «РБК-Недвижимость» разбиралась, как эта схема работает при продаже жилья.
Целевой кешбэк и лотерея
Пока на рынке жилья есть несколько разновидностей кешбэка, рассказали эксперты компании «Метриум Групп». Первая — это предоставление определенной скидки от стоимости квартиры, причем сэкономленную сумму покупатель может потратить только на покупку дополнительных площадей — к примеру, на машино-места в том же проекте. То есть на руки «живые» деньги ему не выдаются.
В частности, такая схема предлагалась некоторое время назад в проекте «Парк Рублево»: покупатель квартиры, оплативший покупку полностью или взявший ипотеку, мог рассчитывать на возврат до 3 млн руб. (в зависимости от стоимости квартиры) и на эту сумму купить дополнительное функциональное пространство: место в подземном паркинге или кладовую комнату. Подобную акцию «Новогодний кешбэк» проводила перед Новым годом и «Группа ЛСР». Акция заключалась в том, что покупатель мог получить дополнительную скидку до 1,5 млн руб. при одновременной покупке квартиры и машино-места.
Второй вариант кешбэка — это фиксированные ежемесячные выплаты дольщикам во время строительства квартиры в купленном доме. «Такую схему мы встречали в регионах, — пояснила управляющий партнер «Метриум Групп» Мария Литинецкая. — Речь шла о сумме, примерно сопоставимой со средней арендной ставкой в конкретном городе. Очевидно, что девелопер таким образом охватил категорию клиентов, которые не могли одновременно платить ипотеку и снимать жилье. Кстати, кешбэк можно было потратить на любые нужды».
Наконец, третий вариант кешбэка, который пока представлен на рынке в единственном экземпляре, — это лотерея среди покупателей квартир. Такую схему предложил девелопер района Новые Ватутинки: кешбэк получат не все покупатели квартир, а лишь два победителя розыгрыша, которым вернут по 1 млн руб., и потратить они их смогут по своему усмотрению.
Скидка в обертке
То, что застройщики предлагают под видом кешбэка, на самом деле не является таковым в чистом виде, отмечают участники рынка. «Чаще всего кешбэк — это простая скидка в красивой обертке, которая подается покупателю как что-то новое и нестандартное», — поясняет Мария Литинецкая.
Кешбэк может предоставляться покупателю и в виде бонусов, добавили эксперты «Миэль-Новостройки». Также застройщик может предоставить покупателю сертификат с определенной денежной суммой, которую он может использовать при приобретении следующей квартиры у данного застройщика или сертификат с бонусами — на проведение ремонта. Деньги, если все-таки речь идет о денежном возмещении, обычно перечисляются на банковскую карту.
«Но вместо возврата денег сегодня чаще просто предоставляется скидка. То есть сумма покупки изначально уменьшается на сумму кешбэка», — отметила генеральный директор компании «Миэль-Новостройки» Наталья Шаталина.
Вполне логично, что кешбэк в привычном для нас понимании не встречается на рынке недвижимости, так как девелоперу куда проще предоставить стандартную и привычную скидку до покупки жилья, чем потом, после регистрации договора, делать возврат средств, отмечают участники рынка.
«Такой весьма условный кешбэк стимулирует продажу жилья, как и любые другие акции. А если бы за приобретение квартиры покупатель действительно получал возврат средств или баллы, которые мог бы потратить, например, в магазинах-партнерах, то продажа квартир в жилом комплексе, возможно, ускорилась бы. Но и то при условии, что ЖК предлагает квартиры по среднерыночным ценам и отличное качество», — считает председатель совета директоров компании «Бест-Новострой» Ирина Доброхотова.
Прямые дисконты останутся фаворитами среди маркетинговых акций в девелоперской отрасли, но преподносить их будут все нестандартнее, поскольку сегодня мало предложить скидку, отмечают эксперты. «Нужно сделать это ярко, креативно и необычно. Иначе шанс, что покупатель заметит и обратит внимание на предложение, минимален, — отмечает Мария Литинецкая. Сегодня на рынке массового сегмента Старой Москвы лишь в двух проектах отсутствуют любые дисконты. А в остальных 69 новостройках предлагаются определенные преференции.