Вы – высококвалифицированный специалист с опытом работы в выбранном направлении, успешными проектами за плечами и блестящими рекомендациями, но на собеседовании вместо щедрого предложения звучит вопрос: «За какую минимальную зарплату вы согласились бы работать?» Rjob разобрался, почему работодатель задаёт такой неудобный вопрос.
«Требуются сотрудники, готовые работать за копейки» «Работодатель не озвучивает чёткую сумму оплаты труда, потому что хочет на мне сэкономить» – едва ли не самое распространённое мнение среди соискателей. Компании выгодно заполучить компетентного сотрудника, который ещё и зарплату попросит ниже, чем изначально планировалось, или чем получал человек, занимавший эту же должность ранее. Экономия налицо!
Оксана Любицкая психолог, психотерапевт
Каждому человеку полезно понимать свою профессиональную ценность на рынке труда. А если он соглашается работать за копейки, то важно задать себе вопрос «зачем?», и честно на него ответить. В ответе будет разгадка, почему он попадает в ситуации с мошенниками и низкой оплатой труда.
Но иногда мелкие фирмы специально делают ставку на неуверенных в себе соискателей и относятся к ним как к расходному материалу: например, нанимают студентов за копейки, каждый год обновляя штат. Это нельзя назвать мошенничеством, но и честную цену за навыки и компетенции сотрудника такая компания платить не готова. Работодателя-скрягу выдают даже печальные лица сотрудников, с которыми можно поговорить, если прийти на собеседование чуть загодя. Обычно в таких организациях у всех зарплата ниже, чем в среднем по рынку, график работы ненормированный, система премирования и условия карьерного роста запутанные и сложные, а собеседования ведутся жёстко, чтобы проверить соискателя на готовность к работе в условиях постоянного стресса.
Вакансия-аукцион: кто попросит меньше Но даже если в объявлении о вакансии требований и обязанностей в десяток раз больше, чем бонусов и «плюшек», это не всегда говорит о корысти со стороны работодателя и желании обмануть соискателя. Скорее это разумная экономия: найти человека, который выполнит чётко поставленные задачи за наименьшую сумму.
Юрий Кондратьев генеральный директор кадрового агентства Lightman Solutions
Кандидаты иногда удивляются: задач написано 20 строк, требований 20 строк, а в условиях только деньги, да и то небольшие. В моем понимании - надо радоваться, что, во-первых, работодатель честен. Во-вторых, вы получили точное описание задач, не будет сюрпризов. И, в-третьих, вы сразу понимаете, подходите ли руководителю. Такие вакансии заслуживают большего уважения.
Если вы ввязываетесь в аукцион на понижение, неплохо бы представлять себе реальную минимальную сумму, ниже которой вы опуститься не можете – чтобы вовремя сказать «нет». Кроме того, иногда стоит сообщить, чем ещё вы будете полезны работодателю – тогда он поймёт, что получит выгоду не за счёт сокращения фонда оплаты труда, а благодаря расширению компетенций сотрудника.
Работодатель не знает, сколько предложить Не всегда компания собирается платить сотруднику именно ту сумму, которую он назовёт минимально возможной. Иногда просто не существует жёстких рамок и бюджета, и в зависимости от множества условий зарплата сотрудника отличается в разы. Например, за креативного, творчески одарённого соискателя готовы щедро заплатить, но переплачивать за вымышленные достоинства работодателю тоже не хочется.
Юрий Кондратьев считает, что в таком случае разумно отталкиваться от «хотелок» кандидата, а не заявлять, что нет верхней планки бюджета, тем самым соблазняя его назвать иррациональные и совершенно не рыночные цифры. Первая цифра станет ориентиром, но ещё не оффером, так как реальные финансовые притязания кандидат огласит уже после собеседования, когда и себя «продаст», и на задачи посмотрит.
Отсеять неподходящих кандидатов
Ещё один вариант, когда работодатель задаёт вопрос о минимальной зарплате, но не обязательно собирается платить именно её – предварительный отсев кандидатов с завышенными и заниженными требованиями. Бывают случаи, когда человек годами работает в одной компании на одной должности без индексации и роста зарплаты, хотя спектр его компетенций значительно расширяется. Он может не представлять себе, что достоин большего. Но чаще тот, кто просит меньше рыночной стоимости аналогичных специалистов, заранее не уверен в своих силах и компетенциях. Примерно так же обстоят дела с завышенными зарплатными ожиданиями кандидатов. Юрий Кондратьев генеральный директор кадрового агентства Lightman Solutions
Например, в компании готовы платить на определённой позиции 30-50 тысяч рублей, звонят специалисту и спрашивают о минимально возможном уровне зарплаты, за которую он согласен работать. Допустим, он назвал оклад в 50 тысяч рублей. Сразу понятно, что общаться надо, есть соприкосновение по цене. Также можно рассудить, если цифра близка бюджетам, но не попадает в них точно. А вот если минималка у человека сильно выше, то общение – пустая трата времени на телефонное интервью, собеседование т.д. Даже если в итоге менеджер согласится работать за приемлемую для фирмы сумму, по его собственному убеждению он будет недополучать денег, и при первой возможности сменит работу на более доходную. И это будет нормально, и уж точно нельзя это ставить ему в вину.
Зарплата меньше, но это не главное Что для вас важнее: интересная работа или высокая зарплата? Для многих ответ очевиден, но иногда действительно стоит соглашаться на низкооплачиваемое, но высокоперспективное место. Это касается работы в стартапах, когда каждый из сотрудников, стоящих у истоков, получает долю в бизнесе, процент акций или дохода.
Поэтому важно понять, обоснованы ли обещания роста зарплаты после «запуска проекта», «старта продаж» и «подключения крупного клиента». И нет ничего постыдного в том, чтобы уже на собеседовании обсудить, сколько придётся терпеть «минималку» и при каких условиях она вырастет.
Время, способности и навыки – ничуть не меньший ресурс, чем деньги, поэтому инвестировать их стоит только в ту компанию, в которую вы действительно верите. Это всегда своего рода гадание на кофейной гуще, потому что никто не может гарантировать рост того или иного проекта.
По мнению Юрия Кондратьева, рекрутеру стоит сначала сделать акцент на преимуществах вакансии, заинтересовать кандидата нематериальными вещами - интересными задачами, профессиональным развитием, значимостью брендам, коллективом и т. п. «Вырасти можно и в компании из трёх человек, и в компании из трёх тысяч. Антураж, бизнес-модель, продукт – не так принципиальны, они определяют лишь направление применения навыков. Другое дело, что в итоге лучше оказаться в среде, от которой ещё и получаешь удовольствие. Все мы к этому стремимся,» - говорит эксперт.