Предложение на рынке аренды коммерческой недвижимости превышает спрос — такова кризисная реальность. Лишних средств ни у кого нет, и они не ожидаются в обозримом будущем, поэтому компании экономят на аренде помещений. При этом в минувшем году арендных площадей стало больше на 30 % — застройщики учли огромный спрос на помещения класса В+ . В столице прибавилось большое количество новых бизнес-центров, и в результате на конец года пустой оказалась значительная часть помещений — как класса В (12 %), так и класса А (10 %).
Ставки за аренду офисов в Москве пикируют вниз, в среднем на 20-30 %. Заключая сделку, следует иметь качественно изготовленную печать для документов. Узнать подробнее, где заказать печать смотрите ссылку maxicvet.ru. Сложилась идеальная ситуация для арендатора. По мнению специалистов рынка, чтобы добиться скидки на занимаемое помещение, достаточно показать арендодателю предложения его конкурентов. Найти лучше и дешевле, по крайней мере, процентов на 30, достаточно просто. Но, даже несмотря на это, далеко не все компании торопятся переезжать, ведь придется тратиться на ремонт, переезд, оборудование. А в нынешние времена многие предпочитают воздержание.
Растет и становится все более привлекательным рынок субаренды. Раньше существовала такая практика, солидная компания арендовала офисное помещение в Москве «с запасом», имея в виду свой дальнейший рост. Затем запас заново сдавали в субаренду. Сейчас же оптимизация расходов заставляет увеличивать площадь субаренды примерно на 50 %.
Сокращение штатов, проведенное многими компаниями, высвобождает какое-то количество занимаемых площадей, как правило, небольших. Эти площади (отдельные комнаты или даже часть большой рабочей комнаты) сдаются сегодня субарендаторам. Впрочем, здесь есть сложность. Нет никаких гарантий, что маленькая начинающая турфирма из нескольких человек, занявшая вашу площадь по соседству, не создаст вам головной боли — от несвоевременных платежей до каких-нибудь конфликтов.
Одновременно набирает обороты практика виртуальных офисов. Дело доходит до того, что офис становится маленькой комнатой для бухгалтера и секретаря, а остальные сотрудники (10, 20 человек) переходят в режим удаленного труда. Раз в день такие сотрудники обязательно общаются, скажем, на видеоконференциях.
В целях оптимизации учитывается каждый квадратный сантиметр. Так, метраж арендуемой комнаты считается исходя из того, поместится ли в ней «круглый стол, за которым могли бы разместиться 12 сотрудников со своими ноутбуками». Экономия на таких офисах может достигать и 50 %. Эксперты утверждают, что удаленная работа будет набирать обороты. Существует достаточно большое количество видов деятельности, которые могут почти или совсем обходиться без аренды.