«Требуется крепостной крестьянин»: создаём вирусную вакансию

Лайк и репост давно стали показателями эффективности работы маркетолога, создающего вирусные видео и посты. С них берут пример и менеджеры по подбору персонала. Среди однообразных вакансий «со знанием офисных программ» и «коммуникабельностью», попадаются необычные и даже креативные, о которых так и хочется рассказать друзьям на страничке соцсети, даже если никто из них вроде бы работу не ищет. Rjob узнал, кому и для чего полезно создать вирусную вакансию, как на неё реагируют соискатели и кому такой метод поиска сотрудников категорически противопоказан.

«Вирус» для PR или HR? «Требуется крепостной крестьянин с умением громко и душевно кричать: «Ба-а-а-арин приехал!». «Ищем водителя паровозика в торговом центре с навыками вождения игрушечного автотранспорта». «Разыскивается доедатель салатов для переработки приготовленного к праздникам». «Для работы на антарктической станции требуется переворачиватель упавших пингвинов». Эти вакансии, реально размещённые в Интернете в разное время, оказались необычайно популярны и собрали немало репостов и комментариев. На лице читающего сразу возникает улыбка. А вот желание работать в такой компании не возникает.

Майя Литвина директор по персоналу диджитал агентства Notamedia

Запуск необычной вакансии – отличная PR-идея и способ выстроить HR-бренд. Но задачи, которые предполагается передать будущему сотруднику, всё-таки не должны быть вымышленными или надуманными. Так у соискателя не сложится впечатление, что здесь собрались несерьёзные люди, которые сами не знают, чего хотят. Но даже если у потенциального соискателя нет набора необходимых знаний и профессиональных навыков, увидев вирусную вакансию, он зайдёт на сайт компании, узнает о ней, посмотрит в раздел «Вакансии» и, возможно, найдёт что-нибудь другое для себя или своих знакомых. Или творческое описание отложится у него в голове, и в будущем он будет воспринимать компанию как собрание интересных, креативных людей, у которых и проекты должны быть такими же.

Кого и как нанимают с помощью вирусных вакансий Посещают ли успешные специалисты рекрутинговые порталы? Ищут ли они работу? Только если их что-то не устраивает на нынешнем месте, а во всех остальных случаях ни один востребованный сотрудник не посмотрит на объявление о работе. Поэтому вирусные вакансии идеальны для хедхантинга, когда необычный текст, продублированный в соцмедиа, попадается на глаза и вызывает интерес.

Майя Литвина директор по персоналу диджитал агентства Notamedia

По моему опыту, «вирусная» вакансия практически всегда подходит для поиска сотрудника на удалённую работу. Особенно, если соискатели – представители творческих профессий, ищут новости в сети, подписываются на разные группы в фейсбуке и хотят быть в курсе последних событий онлайн-пространства. Чаще всего это дизайнеры, IT-специалисты, копирайтеры и другие. Чем интереснее и нестандартнее описание вакансии, тем больше вероятность, что она обратит на себя внимание.

Но результативность вакансии зависит не столько от конкретной компании или профессии, сколько от характера предполагаемого сотрудника. Даже для бухгалтера – одной из самых формализованных должностей компании – можно подготовить вирусную вакансию, которой пользователи соцсетей захотят поделиться с друзьями. А вдруг те сменят свою скучную работу в унылой компании на нечто стоящее и меняющее мир к лучшему. Но это же правило действует и в обратном направлении. Даже супер-творческого дизайнера или копирайтера, откликнувшегося на вирусную вакансию, могут не принять в коллективе с жёстким регламентом и корпоративной этикой, не допускающими вольностей. Поэтому крупные компании и корпорации предпочитают креативным объявлениям классические.

Как создать и запустить вирусную вакансию Вирусная вакансия потому и срабатывает, что жёстких правил её создания нет – для каждого конкретного случая придётся придумывать новые «фишки». Главное условие: она должна быть настолько интересна, чтобы о ней хотелось рассказать. И самый простой способ сделать это – написать о работе человеческим языком, сразу заявив о плюсах. Даже фраза «Приходите работать к нам, у нас печеньки» или «Планёрки проводим в фитнес-клубе за счёт компании» уже отличит объявление от десятков подобных.

Ольга Никитина начальника отдела по подбору персонала компании «Биплан»

Будьте готовы к тому, что слишком креативная вакансия не решит первоочередных задач, хотя и получит массовый охват. Но и шаблонные варианты не приведут к органическому распространению по сети. К примеру, мы долго размещали стандартные вакансии, которые терялись в многообразии аналогичных предложений о работе, ведь большинство компаний предпочитают не рисковать, чтобы не отпугнуть серьёзного кандидата. Наши копирайтеры составили вакансию секретаря, которого мы на тот момент искали. В ней кандидату предлагали смотреть сериалы, вести лотереи, штамповать на скорость, коллекционировать файлы и собирать музыкальные плейлисты. Мы поставили на первый план то, за что обычно секретарей ругают. Дальше речь шла о пятисекундном приветствии гостей в качестве эксперимента и о требованиях со стороны компании – озарять наш офис своим присутствием, удачно подшучивать минимум над тремя коллегами в день, быстро отвечать на любые вопросы, даже если в них нет никакой логики. Спустя 4 дня мы нашли девушку, которая до сих пор с позитивом встречает наших гостей и управляет документооборотом компании.

Кто и как реагирует на «вирус»

Не у всех есть чувство юмора, не все привыкли видеть шуточные объявления на серьёзные должности, поэтому стоит быть готовым к тому, что далеко не все ответы на вакансию будут позитивны. Неизбежно найдутся скептики, кто решит, что серьёзному бренду не стоит пользоваться подобными методами привлечения внимания. Но почти наверняка отреагируют на вакансию только те, кому она понравится, кто сочтёт подобную форму поиска сотрудников интересной и заслуживающей внимания и отправки резюме. Знакомый топ-менеджер не так давно искал личного помощника. Поскольку именно ему предстояло видеть будущего сотрудника большую часть времени, то и объявление он писал сам, включив в него фразу: «Чай-кофе-здравствуйте-прошу не беспокоить». В ответ пришло резюме с прикреплённым сообщением: «Я не "чай-кофе-здравствуйте", я для своего руководителя лояльная, исполнительная умничка». Соискательнице дали место, потому что сразу поняли, с кем и как предстоит работать.

Что делать с «вирусными» соискателями

Размещая формальное резюме на портале о работе, вы наверняка получите формальные резюме, написанные по правилам жанра: образование и опыт работы, профессиональные навыки и личные качества. По этим показателям соискателей легко сравнить, классифицировать и отсеять неподходящих. Результаты вирусной вакансии обрабатываются иначе. Размещая вирусную вакансию, стоит помнить, что охват аудитории у неё шире, чем у обычной, а потому и ответов приходит больше. Потребуется потратить время на сортировку присланных резюме и портфолио. Зато вы точно найдёте сотрудника с чувством юмора и творческим началом, который гармонично вольётся в коллектив и не будет относиться к работе формально. Да и положительный HR-имидж наверняка заработаете.