Часть крупного бизнеса может быть отнесена к среднему. И, таким образом, сможет рассчитывать на полагающиеся ему льготы. Это произойдет, если будут приняты предложения «Опоры России», которые организация собирается в начале 2017 года отправить в администрацию президента, правительство и Госдуму. Сегодня средним бизнесом признаются компании с численностью сотрудников до 250 человек и выручкой до 2 млрд рублей. «Опора России» предлагает удвоить эти критерии: до 500 человек и 4 млрд рублей, сообщил «Известиям» президент организации Александр Калинин. По его словам, такая мера отвечает меняющейся конъюнктуре, а также способна эффективно поддержать бизнес в условиях кризиса и дефицита бюджетного финансирования.
Как рассказал Александр Калинин, это изменение потребует внесения корректировок в законодательство о малом и среднем предпринимательстве, параметров его поддержки и, возможно, программ ЦБ, затрагивающих такое фондирование.
— Мы даже не денег просим, а считаем, что сегодня нужно расширять понятие малого и среднего бизнеса, чтобы больше предприятий могли воспользоваться программами господдержки. Сегодня [для определения среднего бизнеса] существует ограничение до 250 человек и 2 млрд рублей, но достаточно посмотреть, как за три года выросла инфляция. Мы считаем, что эти показатели нужно удвоить — до 500 человек и 4 млрд рублей, — рассказал президент «Опоры».
По его словам, эта тема уже обсуждалась на Экспертном совете в администрации президента.
— Я думаю, мы выступим с предложением в рамках нашего съезда в январе, — отметил Александр Калинин.
Такой подход в целом соответствует мировой практике. Например, в США средним предприятием признается компания с численностью сотрудников до 499 человек. В нашей стране этот показатель пока вдвое меньше.
По данным Ресурсного центра малого предпринимательства, на начало 2016 года в России насчитывалось 2,6 млн малых и средних предприятий. В начале года Минпромторг уже предлагал пересмотреть численность работников средних предприятий в зависимости от отраслей.
Профессор Финансового университета при правительстве РФ Иван Соловьев считает, что эта мера в какой-то степени поддержит предприятия, но и увеличит государственные обязательства в связи с реализацией обещанных гарантий субъектам малого и среднего бизнеса.
— Хорошо, если эти расходы смогут вернуться в казну в виде налогов от предприятий среднего бизнеса, — сказал он.
При этом профессор сомневается, что рост инфляции за последние три года является достаточным основанием для пересмотра критериев отнесения к средним предприятиям.
— Не совсем могу согласиться с обоснованием необходимости такого изменения ввиду роста инфляции. Прямая связь между инфляционными показателями и удвоением размера выручки, а уж тем более количества работников весьма сомнительна, — отметил Иван Соловьев.
Свои предложения лоббисты МСП разработали в том числе и потому, что бизнес-организациям и курирующему развитие малого и среднего бизнеса Минэкономразвития не удастся увеличить финансирование по основным программам поддержки этого сегмента в бюджете 2017–2019 годов. Об этом «Известиям» сообщили три источника, близких к обсуждению поправок ко второму чтению. По их словам, из-за ограниченности средств вряд ли будет докапитализирована госкорпорация по поддержке малого и среднего бизнеса. При этом если программы по линии Минэкономразвития урезаются, то поддержка МСП по программам Минсельхоза и Минпромторга сохранится в запланированных ранее объемах. Также возможно увеличение лимита по кредитованию малого и среднего бизнеса по спецпрограмме Центрального банка «6,5%».
Трехлетний бюджет на 2017–2019 годы был принят Госдумой в первом чтении в минувшую пятницу. Основные поправки при подготовках документов традиционно вносятся ко второму чтению, поэтому сейчас бизнес-сообщества активно работают с профильным комитетом нижней палаты парламента и Минфином по доработке проекта бюджета.
Расширение критериев для отнесения к среднему бизнесу позволит распространить меры господдержки на большее количество компаний, уверен Александр Калинин. По его словам, сейчас важно сосредоточиться на повышении эффективности бюджетного финансирования. Эту точку зрения разделяет и секретарь Общественной палаты Александр Бречалов.
— Достаточность выделяемых бюджетных средств должна коррелировать с эффективностью их расходования. Я считаю, что они используются недостаточно эффективно, отсюда и сложности. Мы не видим серьезного прорыва: количество предпринимателей растет несильно, — заявил он, отметив, что в целом средств выделяется немало и остаются возможности по повышению эффективности их расходования.