Есть такое медитативное занятие: разбирать старые визитки. За четверть века накопилось, однако. Иных уж нет, а те далече, а вон тот, из фирмы с невнятным названием – вообще заведует имуществом Минобороны. А этот некогда скромный чиновник – глава крупнейшего госбанка…
Но интереснее всего – те визитки, на которых из года в год ничего не меняется. (У меня, впрочем, тоже.) И офис – где и был с самого начала. Вот поди знай, это успех или застой?
Александр Романенко создал компанию «Адвекс» 25 лет назад, в 1993 году. С тех пор её возглавляет. К этому моменту он успел получить лицензию брокера в Калифорнии.
Начало 1990-х – романтический период российского рынка. Какие имена, какие бренды! Могущественный «Дом Плюс», насквозь прозападный «ИнтерОксидентал», голливудская улыбка Дэна Коркорана, его роскошный пентхаус (кажется, на Миллионной?) – кто-нибудь всё это помнит?
Ах, что это был за рынок! Расселение коммуналок приносило «два конца»; квартиры продавали с аукциона в Доме архитектора; расчёты шли через тумбочки, набитые долларами; доставать и класть на стол пистолет в процессе переговоров считалось дурным тоном – но случалось, случалось...И как моментально, в несколько месяцев, всё слиняло. У меня в памяти застряла картинка: офис «Интера» в Гродненском переулке – в стадии ликвидации. Взъерошенные агенты вытаскивают оргтехнику, летают какие-то бумаги…
И по коридору бродит озадаченный клиент, сжимая в кулаке пачку «зелени» – очень хочет найти агента и отдать задаток за квартиру.
«Адвекс» как-то умудрился вырулить, проскочить между рифами. Не запятнал себя криминалом; не соблазнился прибыльными и почти совсем законными операциями; ускользнул от грозящего поглощения конкурентами; выкрутился из тесных объятий налоговой полиции. Александр Романенко и в это сложное время улыбался (научили в Калифорнии), иногда, правда, это выглядело немножко вымученно.
Постепенно стихия улеглась. Правила сложились в законы и корпоративные нормы, появилось титульное страхование; вот-вот должны были принять закон о риэлторской деятельности. Запустили мультилистинг. Стали использовать «белые» схемы в расчётах… В Петербурге набирала влияние Ассоциация риэлторов, в России — Российская гильдия риэлторов. Александр Романенко попал в мейнстрим: сначала возглавил петербургскую ассоциацию, потом — (последовательно) Ассоциацию стран Центральной и Восточной Европы, РГР, FIABCI-Россия, FIABCI-Европа… (Его дразнили «четырежды президентом» — не обижался.) Наконец, он был избран на высший (в бюрократических надстройках) пост: стал президентом Всемирной федерации недвижимости FIABCI (в 2010 году). А в 2012-м в первый и, скорее всего, последний раз в России — точнее, в Петербурге — прошёл Всемирный конгресс по недвижимости.
Это, наверное, была высшая точка «европейского вектора» в нашем исполнении. Когда всем казалось, что российский рынок недвижимости развивается в том же направлении, что и во всём цивилизованном мире.
А пока г-н Романенко налаживал связи на высшем уровне (он потом ещё в ООН успел поработать, консультантом) непосредственно бизнесом занимался Владимир Гаврильчук. Он пришёл в «Адвекс» в том самом 1993 году стажёром и как-то незаметно-незаметно в 2001-м дорос до генерального. Кстати, вот такая «двухголовая» конструкция — слегка витающий в эмпиреях стратег и приземлённо-конкретный практик — вроде бы органична, но таит в себе немалые риски. На моей памяти рухнуло немало построек такого типа (да хоть «Строймонтаж» в исполнении пары Полонский – Кириленко можно вспомнить). «Адвекс» – даже не покачнулся. Хотя изнутри это всё, скорее всего, выглядит иначе.
Ну и каков промежуточный итог? Что в сухом остатке?
В поисках особого пути мы как-то выпали и из международного бизнеса, и из принятых в мире правил. О разделе комиссионных между агентами две петербургские фирмы ещё (иногда) могут как-то договориться, а вот Петербург с Новосибирском — уже никак. Эксклюзивные договоры вошли в практику в Москве, а у нас всё не приживаются. Профессии «риэлтор» в общероссийском классификаторе как не было, так и нет. Дума иногда, как алкаш с похмелья, вдруг внезапно всхрапнёт, вспомнит про закон о риэлторской деятельности. Специалисты почитают предлагаемый текст — и крестятся: лучше бы не вспоминали. Печалька?
Да ничуть. Из 17 компаний, некогда учреждавших петербургскую Ассоциацию, выжили две – «Адвекс» и РОССТРО. В России право написать в логотипе «На рынке с 1993 года» – всё равно как в Англии с 1693-го. Фирма на плаву. Через неё прошли сотни специалистов: в «Адвексе» традиционно сильны обучающие программы. Заключены тысячи сделок, и процент недовольных клиентов исчезающе мал по сравнению со средним по рынку. Честно сделанное дело в наше (преимущественно) нечестное время – само по себе награда.
И потом, 25 лет – отличная стартовая позиция! Как бы завтра ни повернулась экономика – этих ребят трудно удивить.
Редакция «НП» присоединяется к поздравлениям, которых в ближайшие дни будет немало. И задумывается о собственном юбилее: нам в сентябре тоже 25…