Доносчиков никто не любит, однако встретить их можно в любом коллективе. Rjob выяснил, почему в современных компаниях процветает стукачество, по каким признакам можно вычислить ябеду и как руководителю и подчинённым реагировать на слив информации.
Кому выгодны доносы
Раз уж стукачество – явление распространённое, значит, кто-то получает от него неоспоримую пользу. Во-первых, выгоду от регулярных доносов имеют любители доверительных бесед в кабинете у начальника. Если инициатива ябеды пришлась по душе руководителю, который желает быть в курсе корпоративной жизни подчинённых, то в обмен на информацию осведомитель получает поощрения: премии, повышение, покровительство.
Во-вторых, польза от развитой системы доносов очевидна для боссов. По словам Ольги Косец, владелицы ООО «Софиано», при всём богатстве выбора иных альтернатив для информирования начальства ещё не изобретено.
«Я не знаю ни одной компании, где бы со временем не вырастили и не выпестовали собственного доносчика. А уж он, родимый, не убоясь кнута, всегда найдёт возможность нашептать из самых благих соображений чистую правду. Наверное, в женских коллективах доносчику живётся вольготней и сподручней, но и среди мужчин принято делиться с руководством большими и маленькими секретами», – комментирует эксперт.
Алексей Федулов, старший консультант Wyser (международный кадровый холдинг Gi Group), подтверждает: доносчики есть везде, но ни в государственной, ни в коммерческой структуре стукачество не приветствуется, потому что вносит в коллектив разлад и способствует снижению продуктивности всех без исключения сотрудников.
«В России стукачество – отрицательная черта. Однако на западе это считается здоровым карьеризмом и позволяет получить лучшие условия и возможности, даже ценой ущерба для другого», – отмечает Алексей Федулов.
Стукачество во благо
В большинстве случаев слежка за сотрудниками с последующим отчётом в кабинете руководителя – занятие неблаговидное. Однако бывают ситуации, когда подобные действия входят в профессиональные компетенции.
«Наша компания, специализирующаяся на аудите телефонных переговоров менеджеров по продажам, иногда вынуждена заниматься чем-то вроде стукачества. Мы прослушиваем звонки сотрудников отделов продаж, находим ошибки и сообщаем о них руководителям компаний. Такое «стукачество» однозначно помогает бизнесу развиваться и исправлять неверные алгоритмы в переговорах, – рассказывает Пётр Литвин, основатель компании X-Call. – Бывают ситуации, когда наши действия воспринимаются сотрудниками негативно. Например, на этапе диагностики мы по поручению собственника общаемся с менеджерами, выясняем проблемы в подразделении. Иногда приходится делать не лучшие заключения о работе менеджеров и сообщать их директору. Но мы преследуем главную цель собственника – заработать больше денег».
Откуда ветер дует?
Если говорить о традиционных корпоративных доносах, поступающих от чересчур инициативных работников, то важно понять их истинную цель. Чего хочет добиться информатор: насолить коллегам или восстановить справедливость? В первом случае мы имеем дело с сотрудником, чьи действия носят негативный оттенок. Во втором – с человеком, который ставит интересы компании на первое место. Обнаружить информатора не сложно, если знать его намерения.
«Для меня доносчик – это определённый психологический паттерн человека, считав который, можно безошибочно исключить тех, кто в «группу риска» не попадает, и обнаружить личностей, наиболее интересных нам в данном контексте. Мотивация, ценности и эмоции задают вектор поведения и поступков человека, и это отражается в нём, как в зеркале. По языку тела, вербальному поведению и другим психодиагностическим составляющим я определяю тех, чьи механизмы коммуникации и выживания соответствуют заданным параметрам. Всё это подкрепляется также «криминальным профилем» человека, который оценивается в рамках общей психодиагностики. На финальном этапе мистер Х будет готов сам себя обнаружить», – делится опытом Лиана Бахова, профайлер, специалист по оперативной психодиагностике, имидж-эксперт, консультант по персональному и корпоративному имиджу.
Алексей Федулов уверен, что несведущий в тонкостях психологии сотрудник до последнего момента не может понять, кто же его «сдал», ведь ябеды искусно «шифруются».
«Подозрения, как правило, падают только на очень ограниченное количество людей. Самый эффективный способ проверки – ловить на «живца». То есть нужно сообщить в узком кругу коллег якобы важную информацию и посмотреть, как быстро она дойдёт до руководителя. Точно вычислить ябеду можно только сообща, обращая внимание на поведение «подозреваемых», например, тех, кто часто ходит в кабинет к начальнику по поводу и без», – советует эксперт.
Долой сплетни и наговоры!
Очень важно, чтобы стремление некоторых корпоративных активистов открыть руководителю глаза на происходящее в компании не переходило границы разумного. Иначе не избежать скандалов, которые негативно скажутся на бизнесе.
Ольга Косец нашла выход из щекотливой ситуации. Она советует предлагать сотрудникам-ябедам соответствующий профессиональный функционал.
«На моей швейной фабрике мне регулярно рассказывают тайны: кто, что, кому и сколько. Понятно, что не следует идти на поводу у доносчика и всю информацию воспринимать за чистую монету. Но не могу не признать, что стукачи приносят много ценных сведений. Главное – правильно их использовать. Например, как-то одну особо пронырливую и разговорчивую швею пришлось повысить до должности бригадира. Незначительная надбавка оказалась оправданной – новому бригадиру практически некогда стало шпионить и подслушивать, в основном приходилось следить за общим порядком и ликвидировать локальные эксцессы».
Чтобы структурировать поток доносов, мудрый руководитель просит сотрудников письменно формулировать суть ситуации. Такой метод помогает отсеивать сплетни и повышать ответственность работников за предоставляемую ими информацию.
«Всегда и всем советую использовать стукаческие таланты в мирных целях. Да, многие руководители пытаются публично удалять доносчика из здорового тела коллектива, что, на мой взгляд, неразумно и безыдейно. Любые пресечения подобных инициатив просто переформируют потоки – докладывать будут не вам, а вашему заму, который примется использовать сведения на своё усмотрение. Собственник бизнеса должен быть самым информированным, то есть предупреждённым и, соответственно, вооруженным», – комментирует Ольга Косец.
Снизить стремление коллег «стучать» друг на друга поможет система контроля: от видеонаблюдения до прослушивания корпоративных звонков. Такого мнения придерживается Пётр Литвин.
«Незачем доносить на коллег руководителю, которому и так всё известно. И никто не будет обсуждать то, о чём не сказал бы лично начальнику, поскольку все понимают: с помощью системы контроля он и так всё узнает, – отмечает Пётр Литвин. – Кроме того, стукачество – не очень дальновидная стратегия: принять меры без обнаружения источника информации руководитель не сможет, если он захочет наказать виновных, ему придётся выдать «стукача».
В заключение добавим, что у каждого руководителя и его подчинённых свои корпоративные устои, однако это не отменяет единых моральных норм и правил поведения в обществе. Относитесь к коллегам с уважением, не критикуйте начальника за его спиной и не стремитесь выслужиться любой ценой – пожалуй, это основные рекомендации для тех, кто хочет держаться подальше от сплетен и доносов.