Первые лица государства, топовые бизнесмены и звезды тоже покупают и продают недвижимость как и все. Но их объявления не встретишь в газете, ведь они используют закрытые продажи
Состоятельные люди всегда ценили приватность. Так было всегда и задолго до зарождения элитной недвижимости в Советском союзе, когда первые лица государства застраивали дачами Рублевку.
Не поменялось ничего и в современной России: у большинства депутатов, министров и премьеров есть загородная недвижимость, которую они покупали не по объявлению в газете. Среди такой аудитории распространены «закрытые продажи».
Сливки общества На рынке недвижимости есть высокопремиальные проекты, которые не доступны широкому кругу лиц. Их не увидишь в каталоге на сайте риелторских агентств, их нет и среди объявлений в Интернете. Подобные объекты распространяются среди клиентов по закрытым каналам.
К этому способу продаж прибегают не только продавцы, которые не хотят афишировать сделку — к ним относятся знаменитости, политики и топовые предприниматели, — но и застройщики коттеджных поселков, которые хотят придать своему проекту элементы закрытости, эксклюзивности. Запретный плод сладок, и такой ход зачастую серьезно повышает интерес к проекту среди покупателей и СМИ.
Как считает Екатерина Румянцева, председатель совета директоров Kalinka Group, в настоящее время закрытые продажи на рынке загородного жилья непопулярны. «Как маркетинговый ход закрытые продажи сейчас практически неприменимы. Прибегают к нему действительно все реже, и в основном, когда особо статусные клиенты не желают афишировать широкой публике факт владения и продажи дорогой загородной недвижимости. Определенную долю закрытых продаж в общем объеме сделок выделять не стоит, это практически единичные случаи, имеющие место на рынке лишь время от времени», — рассказала она.
Закрытые продажи теряют популярность по нескольким причинам. В первую очередь, это сам рынок, который с каждым годом становится более открытым, также меняются поколения клиентов, агентов и застройщиков.
С другой стороны, на закрытые продажи серьезно повлиял кризис. С перераспределением доходов среди покупателей та база, которая была у агентства ранее, становится неактуальной, и потенциальные покупатели могут находится по всей России, а особенно подмосковную недвижимость уважают в Сибири, на Дальнем Востоке и на Урале, говорят аналитики. Поэтому агентствам приходится отказываться от закрытых продаж, убеждая в этом и клиента.
Но, несомненно, продажи жилья первых лиц государства всегда будут и дальше проходить по закрытым каналам, в отличие от предпринимателей и звезд шоу-бизнеса, которые не против упоминания об их сделках в СМИ и используют их как бесплатную рекламу.
Только для своих Закрытые продажи практически не используются на первичном рынке. Если где и остался такой тип сделок, то на Рублево-Успенском шоссе, где проживает российская элита.
Интересно, что даже такие продажи не обходятся без участия брокеров и риелторских агентств. Каким бы знаменитым и влиятельным ни был покупатель, вряд ли ему удастся продать элитное загородное жилье чаще всего дороже 5 млн долларов, предлагая его исключительно своим знакомым.
Ольга Бахметьева, директор департамента загородной недвижимости Tweed, уверена, что провести закрытые продажи без брокеров почти нереально, иначе как найти покупателя без рекламы? «Только у агентств есть всегда большое количество потенциальных клиентов, и они могут рассказать, заинтересовать объектом. Договор с агентством может содержать специальные пункты о неразглашении, однако часто закрытые продажи проводят через доверенных посредников и достаточно устного запрета на рекламу», — поделилась она.
Однако стоит понимать, что не каждому агентству может посчастливиться продать дом какого-нибудь министра или нефтяного магната. К таким продажам привлекаются исключительно проверенные агентства из самых «верхушек» рынка, с которыми клиент имеет положительный опыт сотрудничества, или по рекомендациям очень влиятельных друзей.
По секрету всему Свету В закрытых продажах есть определенные преимущества и недостатки. Прежде всего, «закрытость» избавляет собственников объекта от бесцельных показов, существенно ограничивая круг лиц, осведомленных о продаже. Но отсюда же вытекает и недостаток: за счет ограничения аудитории многократно возрастает срок продажи объекта. Даже самые популярные агентства по недвижимости не в состоянии охватить всех заинтересованных лиц, которые вполне могут приобрести тот или иной «закрытый» объект. Быть может, сейчас где-то скучает миллионер, мечтающей о бывшем доме певицы или министра, и даже не подозревает, что именно его в данный момент продают по «закрытым» каналам, в которые его, к сожалению, не приняли.
Но желание скрыть от общественности сделку не всегда может быть осуществимо. Екатерина Румянцева предупреждает, что в процессе продажи объекта задействованы не только брокер и владелец, заключившие некое соглашение, но и потенциальные покупатели, которые могут случайно рассказать кому-то о своих планах купить такой-то дом или поделиться впечатлением от просмотра уникального объекта. Информация может просочиться в том числе через родных или друзей самого продавца, его соседей, домашнего персонала или работников жизнеобеспечения поселка, и уже никакого таинства совершить не удастся.