Уральские риелторы не поддержали выход Сбербанка на рынок недвижимости Екатеринбурга. Сегодня на сайте Уральской палаты недвижимости (УПН) появилось официальное обращение к членам палаты с рекомендацией воздержаться от размещения продаваемых объектов на портале «ДомКлик» (под этим брендом работает ООО «Центр недвижимости от Сбербанка»). «УПН пока не видит оснований рекомендовать этот ресурс своим членам», — говорится в сообщении.
«ДомКлик» — это новый онлайн проект Сбербанка, который банк планирует развить в крупный сервис на российском рынке недвижимости, с помощью портала можно совершить полный цикл действий по покупке жилья: подобрать квартиру, подать заявку на кредит, подать документы на государственную регистрацию права собственности. «То есть ты получил ипотеку, подобрал квартиру, оформил договор купли-продажи, отправил документы на регистрацию, и через четыре дня тебе пришлют в электронном виде свидетельство о регистрации, которое позволяет тебе въезжать в квартиру и больше никуда не обращаться… Если человек пользуется услугами риелторов, обычно весь процесс стоил 150 тыс. рублей — от начала до конца, до оформления прав собственности. Сегодня этот процесс стоит примерно 10 тыс. рублей», — расписывал прелести сервиса президент Сбербанка Герман Греф президенту России Владимиру Путину.
Если работа с выдачей кредитов и застройщиками для Сбербанка не новая, то опыта в сборе данных о предложениях на вторичном рынке жилья у банка пока нет. Сейчас на сайте «ДомКлика» есть предложения о покупке квартир в Екатеринбурге. Но это не собственные данные кредитной структуры. Это жилье, продаваемое через екатеринбургские агентства недвижимости, в том числе членов УПН.
Надо отметить, что база данных объектов — это конкурентное преимущество и яблоко раздора риелторов. Споры из-за данных уже не раз выливались в крупные конфликты на рынке. Чем больше объектов в базе, чем больше эксклюзивных объектов, тем выше процент пользователей, больше внимания со стороны профессиональных участников. Нередки случаи, когда нечистоплотные участники рынка придумывают фейковые объекты, чтобы увеличить свою базу.
За размещение объявлений качественные и профессиональные агрегаторы берут с риелторов и застройщиков деньги (чаще всего продается определенное количество строчек), это основной источник их дохода. За это агрегаторы тщательно подходят к формированию своей базы, проверяют подлинность агентств, объектов, что снижает риск обмана потенциальных покупателей. Сбербанк обещает аналогичный подход, причем бесплатно. Официально в пресс-службе Уральского банка Сбербанка отмечают, что «„Центр недвижимости от Сбербанка“ — это не агентство недвижимости, и у нас нет задачи развивать компанию как агентство недвижимости».
По существующим договоренностям участники УПН должны какое-то время размещать объявления только на ресурсах УПН, а уже затем в других агрегаторах, которых сегодня великое множество, начиная от Avito и заканчивая отраслевыми «подборками».
Как рассказала Znak.com президент УПН Ирина Зырянова, загрузка объявлений екатеринбургских агентств на сайт «ДомКлик» произошла до того, как УПН рекомендовала своим участникам воздержаться от сотрудничества с этим сервисом. Ирина Зырянова подчеркнула, что это было сделано в соответствии с решением Российской гильдии риелторов. По данным Ирины Зыряновой, некоторые риелторы уже попросил убрать с сайта сведения о своих объектах.
В заявлении УПН по поводу этого направления Сбербанка говорится следующее: «Тактика агрегаторов известна: аккумулирование значимого объема данных с последующей монетизацией ресурса, в том числе за счёт владельцев первичной информации — профессиональных участников рынка. Кроме того, риэлторы, которым в большей степени отведена функция наполнения портала объектами, не имеют и не будут иметь возможности влиять на функционирование сервиса, на правила формирования базы и использования агрегированной информации. Тем не менее информационная политика УПН допускает взаимодействие с агрегаторами на условиях, выгодных членам УПН».
Добавим, что в УПН не исключают сотрудничества со Сбербанком в дальнейшем. В частности, сейчас готовится соглашение об информационном сотрудничестве между Сбербанком и Российской гильдией риелторов.
Отметим, что агрегаторов недвижимости выход Сбербанка на рынок пока не беспокоит. Они считают, что потеснить их долю будет сложно. Кроме того, такие площадки зарабатывают не только на объеме контента и количестве проданных агентствам строчек. Всегда есть поле для маневра. «Рынок становится все более конкурентным, и, конечно, задача современных сайтов по выбору жилья — предлагать клиентам новые интересные продукты и эффективные форматы. Сегодня все больше популярности набирает CPA-модель продаж — когда клиенты платят не просто за размещение, а за конкретные действия пользователей на сайте: звонки, клики, заявки на подбор новостройки или на расчет ипотеки», — пояснила Znak.com руководитель пресс-службы портала N1.RU Лидия Ратникова.