Глина, наряду с камнем или деревом, стала одним из первых материалов, освоенных человеком еще на заре становления цивилизации. Химический состав, обеспечивающий уникальные механические свойства материала, а также широкая его распространенность по всему земному шару стали главными причинами повсеместного применения глины еще в каменном веке. С ее помощью возводили глинобитные дома, а также здания из глиняного кирпича; изготавливали бытовую утварь, поделки, примитивные музыкальные инструменты. Даже приготовление пищи путем запекания в глине было и остается прекрасным методом в кулинарии!
Глина до сих пор широко используется в нашей жизни: изготовление цемента, композитов, косметология и многое другое.
Однако, первая ассоциация, возникающая со словом "глина" – это, конечно, применение в гончарном деле и скульптуре. Будучи простым и удобным поделочным материалом, ни одна скульптура не обходится без глиняного "наброска" – модели, уменьшенной в несколько раз для оценки пропорций, а также для доработки скульптуры в дальнейшем, а изготовление различной посуды на гончарном круге до развития химической промышленности и вовсе использовало глину в качестве основного материала.
Многовековая история использования глины буквально повсеместно породила множество различных техник ее использования: конструктивная, пластическая, щипковый, ленточный, формовочный и многие другие.
Но сегодня мы рассмотрим такой вариант применения глиняного материала, как техника лепки жгутиками.
Лепка жгутами – одна из первых техник, придуманной человеком для создания различных видов сосудов для жидкостей, а также различной утвари с применением данной техники, главными преимуществами которого является простота освоения техники и отсутствие необходимости применения гончарного круга. По сей день только таким способом возможно создавать керамические сосуды, достигающие колоссальных двухметровых в высоту и называемые пифосами. Рассмотрим данную технику более подробно.
Основной элемент поделки данной техники – это глиняный жгут, получаемый путем раскатки руками или скалкой. Получаемые жгуты изгибают до требуемой формы (обычно в виде кольца или близкого к нему замкнутого контура) и приклеивают слой за слоем от донышка сосуда до его краев, словно накручивая их на воображаемую планируемую модель.
Донышко может быть изготовлено как путем закручивания длинного жгута в спираль, так и формовкой донышка из единого куска глины. Толщина жгутов может различаться или быть одинаковой. Самое главное в данном методе – это изготовление жгутов, имеющих предельно ровную поверхность и сделать надежное соединение между ними.
Как вы могли бы заметить, основа методики достаточно проста, но, естественно, имеет и свои нюансы, поэтому поскорее перейдем к практическому его применению.
Любое качественное изделие начинается с верного подбора материалов. Если раньше в мастерской каждого скульптора или гончара лежало несколько лопат для добычи сырья, то в наши дни ситуации обстоит гораздо проще: рынок товаров для скульпторов блистает своим разнообразием, и глина не исключение. Современная глина проходит несколько стадий подготовки, таких как очистка от примесей, добавление присадок для повышения эластичности, увеличения или сокращения времени засыхания, повышения прочности конечного изделия.
Поскольку основным методом обработки глины является лепка, то здесь лучше подойдет гончарная глина. Как правило, на упаковке указывается, возможно ли работать с глиной за гончарным кругом.
Глина может продаваться в виде порошка или весовым куском. Первый вариант дешевле и позволяет замесить массу необходимой консистенции, второй значительно проще в применении.
Далее определимся с цветом глины. Конечный цвет продукта зависит от примесей. Например, оксид железа или титана при обжиге дают кирпичный красный цвет, а оксид марганца – черный цвет. Это стоит учитывать в случае, если вы хотите в дальнейшем покрывать изделие неглухой глазурью или применять молочение. В большинстве своем, в магазинах продают глухие глазури самых различных цветов. Такие глазури полностью перекрывают цвет обоженного изделия.
Также важным аспектом является допустимая температура обжига – от нее зависит прочность конечного изделия.
Для обработки изделия могут понадобиться следующие инструменты: стеки, ножи для керамики, мастихины, шпатели. Стеки и ножи для керамики применяются для резки, рифления, точечной обработки рельефа изделия. Мастихины и шпатели применяют для набора массы на скульптуру и сглаживания поверхности изделия. Выпускаются пластиковые, деревянные, металлические, металлокерамические инструменты, отличающиеся, в основном, ценовой категорией и сроком службы. При покупке инструмента главным критерием выбора стоит принять то, как долго вы планируете в дальнейшем им пользоваться. Для разового применения вполне подойдет инструмент из пластика, при этом качество работы никак не пострадает.
Первое, что необходимо сделать при изготовлении скульптуры – это нарисовать планируемый эскиз изделия. Это значительно облегчит изготовление и позволит четко понять, каким образом набирать слои жгутов.
Определить, как проводить декорирование изделия. Для этого нужно установить функциональное назначение изделия, время и температуру обжига изделия и стоит ли делать это вообще, чем покрывать изделие (глазурь, краска, лак и пр.)
Далее необходимо подготовить рабочее место: приготовить чашку с водой или клизму, набор стек, постелить гидрофобный материал на рабочую поверхность (для этого подойдет офисная бумага или пергамент для запекания).
Далее мы будем рассматривать изготовление небольшой декоративной вазы, выполненной техникой лепки жгутами без обжига и дальнейшим ее покрытием краской и лакированием.
Этапы лепки жгутиками делятся на несколько этапов: изготовление донышка сосуда, наращивание стенок, формовка, обжиг и отделка. Каждый этап должен быть выполнен тщательно, чтобы конечное изделие было долговечным, надежным и имело эстетическую ценность.
Сначала берется большой кусок глины (примерно в половину руки) и с небольшим усилием бросается на заранее приготовленную поверхность листа или пергамента. Затем нужно придать массе форму цилиндра высотой с большой палец. Затем взять лопатку или шпатель и тщательно разровнять поверхность. Ровнять нужно от центра поверхности к ее краям.
Далее глиняная масса нарезается на равные куски, из которых лепятся шарики диаметром примерно 3-4 сантиметра (важно, чтобы шарики были одинаковой длины) и затем скалкой или руками раскатывается до состояния жгута сечением примерно 5 мм. Важно, чтобы жгутики получались ровные и, по возможности, одинаковой длины.
Затем, часть поверхности, на которую помещается жгут, вдоль контура обрабатывается рифленой стекой и смачивается небольшим количеством воды. К подготовленной поверхности приклеивается жгут, который аккуратно сворачивается в виде кольца. Далее на предыдущее кольцо приклеивается следующее и операция повторяется.
На выходе получается ваза. При желании можно сгладить внешние грани шпателем или оставить как есть. Дать изделию хорошо просохнуть.
Данная техника является очень простой и вполне может быть выполнена детьми. Более того, такого рода занятие развивает мелкую моторику пальцев ребенка, что обеспечивает нормальное развитие нервной системы мозга ребенка и является отличным способом отвлечься от стресса. Приятным дополнением станет совместное занятие для сплочения всей семьи! Если хотите более углубленно изучить гончарное дело предлагаем посетить гончарную школу Колокол!