Тепловозные секции радиаторов

В результате сгорания топлива температура газов в дизельном цилиндре тепловозов повышается до 1500°С и выше. Нагреву подвергаются и соприкасающиеся с двигателем детали, которые при отсутствии должного охлаждения могут выйти из строя. Для обеспечения безопасной бесперебойной работы дизельного двигателя необходим отвод тепла, что и обеспечивает система охлаждения, состоящая из двух контуров с собственным трубопроводом, насосами, вентиляторами и секциями радиаторов.

Какими бывают и как работают радиаторы дизелей тепловозов?

В систему охлаждения дизельных двигателей могут входить водо-воздушные, масло-воздушные и водо-масляные радиаторы. Принцип действия у них одинаков: нагретая вода или масло от двигателя подается к радиатору; пройдя через него и охладившись, возвращается обратно.

Радиаторы, устанавливаемые на высокомощных дизельных двигателях, обычно состоят из нескольких десятков вертикально расположенных секций. Секции радиаторов для разных тепловозов отличаются габаритами, по конструкции и принципу работы не различаются.

Секция радиатора тепловоза представляет собой трубчато-пластинчатую конструкцию. Концами трубки уходят в отверстия решеток верхней и нижней трубных коробок, в которые вставлены коллекторы. По бокам конструкция защищена щитками в целях предотвращения деформаций при хранении, транспортировке и установке.

Отвод тепла обеспечивается следующим образом: первым избыточное тепло на себя принимает циркулирующий в трубках жидкостный теплоноситель, затем тепло отдается внутренним стенкам трубок, после этого – наружным стенкам трубок и в конечном итоге – в воздух. Дополнительно охлаждение обеспечивается за счет потока холодного воздуха, создаваемого вентиляторами.

В последнее время предпочтение отдается водо-воздушным и водо-масляным секциям радиатора в виду их более высокой надежности в сравнении с масляно-воздушными секциями.

Для каких тепловозов выпускают секции радиаторов?

Производители элементов системы охлаждения дизельных двигателей выпускают широкий ассортимент секций радиаторов для следующих моделей тепловозов:

  • ТЭ3;
  • ТЭ10;
  • 2ТЭ10Л;
  • 2ТЭ25;
  • ТЭ116;
  • ТЭМ15;
  • ТЭМ18;
  • ТЭМ2;
  • ТЭМ7;
  • М62;
  • ТЭП60;
  • ТЭП70;
  • ТГМ2;
  • ТГМ4;
  • ТГМ6;
  • ЧМЭЗ.

Например, секции радиатора тэ 3.02 005 изготавливаются из прочных материалов по усовершенствованным методам производства, что позволяет добиться высокого качества изделий и увеличить их срок службы. Секции радиаторов имеют следующие преимущества: прочная и надежная конструкция, большая площадь рабочей поверхности, эффективное отведение тепла, способность работать в экстремальных условиях, простота замены и монтажа. Секции легко соединяются между собой, а при выходе из строя одной секции ее достаточно заменить, не трогая при этом всю систему.

На территории СНГ рассредоточено несколько крупных заводов по производству секций радиатора для тепловозов. Большим спросом на внутреннем рынке и на территории России пользуется продукция белорусского Радиаторного завода, прошедшего модернизацию и использующего при производстве радиаторов высококачественное сырье, собственные конструкторские разработки и высокотехнологичное оборудование. Конкурентными преимуществами секций радиатора белорусского производства являются доступная стоимость, высокое качество и надежность.