Тесный офис: как отстоять свои квадратные метры

Нет разницы, блистательный вы адвокат или рабочий у конвейера, менеджер по продажам или экономист-международник – от маленького, тесного, тёмного и душного рабочего места не застрахован никто! Rjob выяснил, как выжить на минимальном офисном пятачке и отстоять права на личное пространство.

В регионах места меньше Сайты отзывов о работодателях пестрят заметками несостоявшихся сотрудников: словосочетание «тесно и душно» фигурирует в каждом четвёртом из них, уступая разве что низкой зарплате и её регулярным задержкам. На удивление, проблема нехватки площадей чаще возникают не в перенаселённых центрах Москвы и Санкт-Петербурга, а в регионах. Об оптимизации и аттестации рабочего места там слышали далеко не все владельцы компаний, а потому маленькие офисы и душные, пыльные, некомфортные цеха встречаются сплошь и рядом!

В столицах уже нет продуктовых киосков, хотя в регионах они по-прежнему не редки. Продавец проводит 12-часовую смену в тесном помещении, которое летом нагревается под палящим солнцем, а зимой промерзает без отопления. В большинстве случаев о санитарной комнате не может идти и речи, даже для стула порой нет места, поэтому смена проходит на ногах с возможностью разве что облокотиться на прилавок.

У представителей рабочих специальностей нехватка пространства может вызвать наиболее серьёзные последствия. При неправильно организованном рабочем процессе снижается производительность труда и его качество. Мешающие друг другу работники не добьются максимальной эффективности. А в худшем случае нарушается техника безопасности, и это уже приводит к травмам и профессиональным заболеваниям. Просторными и чистыми цехами могут похвастаться только крупные промышленные предприятия.

Но популярнее всего в рейтинге крошечных рабочих мест — заведения общепита. Один из бывших сотрудников анонимно прокомментировал на портале antijob.net свой опыт работы в «Кофе Хауз»: «Моя стажировка проходила в мизерной кофейне в торговом центре на краю города. Там было тесно, много народа и полная антисанитария. В таких кофейнях нет специального помещения для персонала, где можно просто оставить куртку или переодеться. Поэтому переодевались все в шкафу размером метр на полметра, расположенном прямо в комнате, где моют посуду. Такого явления, как кухня, в «Кофе Хауз» не бывает в принципе, поэтому салаты бармены готовят, где придётся». Другой отзыв касается не менее популярной «Кофемании»: «Сотрудники постоянно ссорятся друг с другом и повышают голос. Посудомойки, повара, продавцы – все. В абсолютном большинстве случаев это происходит из-за нерационально обустроенного, тесного и неудобного рабочего пространства».

Интерьеры и дизайнеры Десятки рабочих мест, отгороженных друг от друга пластиковыми экранами, давно стали привычным офисным пейзажем. Это обычная практика для call-центров и отделов продаж, швейных цехов и ньюсрумов в редакциях. В тесноте на рабочем месте сотрудники часто винят работодателя, но иногда быстро изменить ситуацию бывает крайне сложно. Такая ситуация сложилась в агентстве PR Partner, где буквально за полгода небольшой штат разросся до 40 человек, и небольшой уютный купеческий особняк на Таганке стал для компании маловат.

Инна Алексеева генеральный директор PR Partner

Старые московские здания — это офисы под крышей со скошенными потолками. Расставить столы и организовать комфортное рабочее пространство в таком помещении сложно. Ситуация усугублялась тем, что посреди обоих open-space стояли несущие колонны, которые отнимали рабочую площадь. Обыграть их не удалось, сотрудники просто сидели по периметру, а пустующий центр зала использовали для общих собраний, праздников, встреч и совместного просмотра фильмов по пятницам.

Приходили всё новые и новые сотрудники, места становилось меньше, начались перестановки, переезды между этажами и попытки поменять отделы местами. Тогда на помощь призвали дизайнеров интерьеров.

Художники долго с рулеткой измеряли помещение, ругали несущие столбы и скошенную крышу, считали количество людей и стульев. В итоге разработали план пересадки отделов. Если раньше персонал сидел по периметру, то теперь всех рассадили островками по четыре стола — в результате получился заполненный столами open space. Бывший руководитель одного из отделов лично координировала переезд, искала мебель, которая бы идеально подошла по сантиметрам, с рулеткой и карандашом помечала все выпуклые батареи и неровности на стенах. Любой просчёт грозил окончанием переезда и возвратом мебели обратно в IKEA.

С тех пор прошло три года, и агентство снова столкнулось с проблемой тесноты. Теперь добавлять столы, менять этажи местами, переставлять шкафы и пересаживать сотрудников бесполезно. Вечные бои за кондиционер и открытые форточки, отбивающие техно-бит старые батареи, столы и мониторы друг к другу, отсутствие кухонной или кофе-зоны, маленькая и неудобная серверная — всё говорило о том, что пора менять офис. Любовь к Таганке меркнет, когда в очередной раз, пробираясь к рабочему месту, сшибаешь бумаги и кофе со столов коллег.

На 280 квадратных метрах постоянно работают 40 человек, размещается ресепшен и переговорная комната, прихожие с вешалками, серверная и два санузла. Но прежде чем принять окончательное решение о переезде в новое помещение, агентство PR Partner провело внутреннее исследование потенциала роста компании. Оказалось, что именно плотная посадка в офисе стала главным демотивирующим фактором в работе сотрудников.

Как пережить офисную толчею Если вы уже работаете в компании с так называемой открытой планировкой open space или только ищете работу, то стоит обратить внимание на факторы, которые впоследствии скажутся на вашем самочувствии:

- Есть ли между столами перегородки? Преимущества открытого пространства в том, чтобы без проблем общаться со всем коллективом и экономить место, но каждому человеку необходима личная зона, куда не вторгаются посторонние.

- Удобная ли у вас мебель? Прямоугольные столы «съедают» слишком много пространства, практичнее угловой или полукруглый вариант с тумбочками и полками, где разместится большая часть нужных в работе принадлежностей. Кресло не на колёсиках? Будьте готовы задевать коллег и сносить их вещи со столов при каждом подъёме с места.

- Разрешают ли офисные правила самостоятельно оформить интерьер рабочего места? Даже рамки с фотографиями и милые мелочи помогут чувствовать себя спокойнее.

- Шумно ли в офисе? Если вы приходите работать, например в юридическую, бухгалтерскую или ИТ-компанию, где десятки людей тихо и спокойно выполняют каждый свою работу в огромном помещении – это одно. Но если это call-центр, где десятки людей одновременно говорят по телефону – совсем другое!

- Допустимо ли пользоваться наушниками? Даже если вы постоянно висите на телефоне, работать в наушниках куда удобнее – поскольку они плотно закрывают оба уха, вы концентрируетесь только на разговоре, не отвлекаясь на окружающую среду. О лёгком музыкальном сопровождении для продуктивной работы даже и говорить не стоит — это само собой разумеется.

- Не совершайте личных звонков из общего офиса, отключите звуковые уведомления в телефоне. Это перестанет отвлекать коллег, создавать дополнительный «белый шум». Предложите коллегам сделать то же самое и ввести правило — выиграют все!

- Если вас постоянно отвлекают, заведите табличку «занят, беспокоить только в случае пожара». Поначалу коллеги будут над ней смеяться. Но работается с таким объявлением на уголке стола куда спокойнее! И главное – не забывайте иногда убирать табличку.

Сколько метров мне положено? Допустимая норма метража на одного сотрудника действительно существует. Каждому положено минимум 4,5 квадратного метра офисного пространства. Правда, эти 4,5 метра считаются вместе с подсобными помещениями, переговорными и коридорами, а потому по факту пространство не так уж велико. Офисный стол занимает в среднем от 0,8 до 1,2 квадратного метра, ещё около четверти метра – стул или кресло, к тому же к рабочему месту должен быть хотя бы небольшой проход. Получается, что сотрудник сидит в тесном уголке, постоянно сталкиваясь с соседом и не имея личного пространства, но работодатель при этом закон не нарушает, формально соблюдая метраж.

Но это далеко не единственная норма. В помещении должно быть достаточно светло, оно должно вентилироваться, и эти параметры отличаются в зависимости от видов проводимых в нём работ. Теснота, духота и неудобное рабочее место почти в ста процентах случаев негативно скажутся на вашем здоровье. Но доказать это крайне сложно, вне зависимости от степени серьёзности этих последствий.