Интервью с председателем совета директоров «Агентства развития и исследований в недвижимости» Андреем Тетышем
Мы продолжаем цикл интервью с руководителями ведущих компаний рынка недвижимости Петербурга в рамках рубрики «Личность и дело». На этот раз о своем видении риэлторского бизнеса и роли руководителя рассказывает председатель совета директоров «Агентства развития и исследований в недвижимости» (АРИН) Андрей Тетыш.
– Андрей Анатольевич, от чего, на ваш взгляд, зависит успех в риэлторском бизнесе? Вы скорее связываете его с личностью руководителя или с экономической моделью, командной политикой компании?
– У всех факторов есть свои доли влияния. Если можно, я бы распределил их в процентах. С одной стороны, личность может быть совершенно феноменальная, но если за ней нет грамотной экономической модели, мы очень быстро выясним, что хороший человек – это не профессия. С другой стороны, можно отдать хорошую, даже уже работающую экономическую модель в руки некомпетентного человека. И такое дело тоже рухнет. Я бы сказал, что доля личности руководителя в успехе – 50-60%, до двух третей. Остальное примерно поровну приходится на модель бизнеса и на внешние обстоятельства. Безусловно, для успеха важны разумное общество, правильные законы и их грамотная интерпретация в судебной практике.
– Это соотношение, по-вашему, одинаково для всех отраслей экономики? Или характерно именно для рынка недвижимости?
– Я говорю именно о рынке недвижимости, и он, безусловно, имеет свою специфику. Наша сфера деятельности тесно связана с персональным, индивидуальным сервисом. Существуют отрасли, не особенно чувствительные к таким вещам. Ну, например, сталелитейная промышленность, где все достаточно стандартизировано. Так ли важна личность директора сталелитейного завода? Образование у него есть, нормы он не нарушает, сталь льет по ГОСТу. Да, у него есть какое-то пространство для применения своих управленческих навыков, но степень определенности вокруг него намного выше. А вот если взять юристов, то оказание одних и тех же юридических услуг двумя специалистами – это просто два совсем разных продукта. В отношении роли личности в профессии юристы как раз ближе всего к нам.
– Что изменилось в управлении бизнесом за время существования компании АРИН?
– Нашу работу кардинально изменили технологии. Там, где в 90-е годы необходимо было проводить многочасовые совещания, теперь достаточно обменяться сообщениями. Больше не нужно дежурить в офисе или на домашнем телефоне. Некоторые сложности сегодня просто ушли в прошлое. Представьте, вы вечером на завтра планируете рабочий день, выезды, встречи. Мобильной связи нет. Если вы не точно организуете себе встречи, то в следующий раз что-то поправить сможете завтра после обеда, когда доберетесь до офиса. А вот вы договорились встретиться с человеком у метро «Ленинский проспект». И тут выясняется, что у «Ленинского проспекта» несколько выходов. Кто где кого ждет? А как вы определите, что это тот человек, который вам нужен? Вы его никогда не видели! И так далее.
Когда мы начинали, также велась клиентская база, также велся отчет по контактам, по звонкам и т. д. Общие принципы – как сегодня. Но ввиду того, что это было на бумаге, контроль за сотрудниками и качеством их работы был гораздо сложнее. Сделать запись телефонных переговоров – целая спецоперация. Снять учебное видео, чтобы показать, как действовать в той или иной ситуации, тем более. А теперь все это очень доступно и распространено.
– Назовите пять основных качеств руководителя большой компании на рынке недвижимости – ваш личный «топ».
– Пять не назову. На мой взгляд, ключевых три. Одно из них самое главное – лидерство. Это качество отличает руководителя и от администратора, и от менеджера. Администратор может неплохо управлять процессами, но быть никчемным руководителем. Менеджер – это такой уж на сковородке, который вертится ради личного результата. Ключевое умение для руководителя риэлторского агентства – понимать разные компетенции своих специалистов и видеть их симбиоз. Лидерство с этой точки зрения – это умение коммуницировать с носителями компетенций. Почему для нас это так важно? Потому что, как я считаю (но знаю, что не все с этим согласны), центром профессии давно уже стала не информация и даже не ее качество, а коммуникация. Риэлтор на сегодняшний день – прежде всего переговорщик, коммуникатор, умеющий разговаривать. А когда в твоем подчинении много людей, умеющих профессионально коммуницировать, к тебе предъявляются требования по коммуникации в разы строже.
Второе качество – гибкость. А третье – определенный профессиональный бэкграунд. В виде навыков, а не теоретических знаний. На нашем рынке, с моей точки зрения, не так уж важно, какие книжки читал руководитель и какие корочки имеет. Работает история «покажи на практике, что ты умеешь». Знания сами по себе – это интересно. У нас были такие прецеденты – мы приглашали клинических психологов, профессоров, они проводили мастер-классы и т. д. Но мы не научно-исследовательский институт по изучению риэлторского дела. Для использования в профессии любые знания надо переработать в полезную модель и имплементировать ее в практику. Способность делать это – как раз одно из важных качеств руководителя.