Торговая недвижимость переживает на российском рынке не самые простые времена. Но есть и позитивные моменты. Так, согласно данным экспертов компании JLL, на фоне отсутствия ввода новых торговых центров в Москве доля вакантных площадей в действующих объектах в первом квартале нынешнего года уменьшилась с 7,5 до 7,2 процента.
Что касается прогнозов, то некоторые специалисты считают, что в течение этого года показатель продолжит снижаться и достигнет минимального уровня с начала 2015 года — 6,5 процента.
Как говорит региональный директор и руководитель департамента торговых площадей компании JLL Екатерина Земская, объем ввода торговых площадей в Москве падает с 2015 года. По словам эксперта, во время кризиса девелоперская активность заметно сократилась. Более того, многие проекты были заморожены на разных стадиях строительства, что настраивает всех на минорный лад
Нельзя не отметить, что в условиях насыщения московского рынка классическими торговыми центрами и роста конкуренции фокус девелоперов смещается. Более того, наблюдается рост интереса к небольшим районным торговым проектам нового формата, которые не только ориентированы на удовлетворение каждодневных нужд жителей района, но и несут в себе культурную и досуговую составляющую.
“Точками роста московского рынка ритейла становятся ТПУ, в рамках которых начинают реализовываться крупные торговые комплексы: например, в ТПУ “Селигерская” (145 тысяч квадратных метров), “Черкизово” (120 тысяч квадратных метров), “Парк Победы”. Такие проекты будут формировать основной объем нового предложения, начиная с 2019 года”, — говорит директор по России и СНГ и руководитель направления ритейл консалтинга департамента торговых площадей компании JLL Полина Жилкина.
Пока что не совсем понятна судьба ритейлеров в нашей стране. По этому вопросу высказываются диаметрально противоположные мнения. Одни эксперты считают, что они в скором времени массово покинут отечественный рынок торговой недвижимости. Но другие специалисты убеждены, что такого не произойдет, а ситуация будет развиваться по оптимистическому сценарию.
Хотя, как отмечает аналитик рынка торговых площадей компании JLL Маргарита Шебанова, в настоящий момент пока еще рано говорить о восстановлении потребительского сектора преждевременно. Хотя покупатели, как и участники рынка коммерческой недвижимости, адаптировались к новым экономическим условиям, их доходы продолжают снижаться.
“Тем не менее, прогнозируемое улучшение динамики оборота розничной торговли и роста реальных располагаемых доходов, согласно прогнозу Oxford Economics, на 2,3 процента в 2017 году повлечет за собой дальнейшее восстановление активности на рынке аренды торговых помещений”, — говорит эксперт.
Вот четыре основных вывода, которые можно сделать в настоящий момент.
Первый вывод — в этом году доля вакантных площадей на рынке торговых центров Москвы сократится до минимального уровня с начала 2015 года и составляет 6,5 процента.
Второй вывод — точки роста московского рынка торговой недвижимости — транспортно-пересадочные узлы и районные проекты нового формата
Третий вывод — ввод торговых центров снизится в 1,5 раза — до 217500 квадратных метров. А это минимальный показатель за последние четыре года.
Четвертый вывод — в первом квартале семь новых брендов открыли первые магазины в стране, большинство операторов представляют премиальный сегмент.