Функциональность тормозной системы автомобиля (ТСА) выражается в нескольких параметрах – активная безопасность, изменение скорости движения, полная остановка авто, экстренное торможение, стояночный тормоз. Для осуществления перечисленных функций ТСА используются ее виды – рабочий или запасной (стояночный). Тормозная система – это совокупность перечисленных компанентов.
Узлы и агрегаты ТСА (колодки, барабаны, диски) связывают тормозные трубки. Вспоминают о них незаслуженно редко. Хотя их функциональное предназначение в том, чтобы передавать усилие, заданное главным тормозным цилиндром. Это гарантируется тормозной жидкостью и ее стабильным давлением. Технические требования к передней и задней тормозной трубке определяются Регламентом ТС 018/2011. Это высокий уровень прочности материала, герметичность в местах их соединения с другими составляющими системы, противостояние химическим веществам (кислоте, солям, маслам) и стабильная работа, несмотря на пульсирующее, высокое давление.
Для изготовления современных систем используют: медные тормозные трубки, стальные трубки или трубки из медно-никелевых сплавов.
Рядовым автолюбителям необходимо знать о медных и стальных тормозных трубках следующее:
Автоэксперты отмечают, что после того, как произошел переход от обычной тормозной жидкости (касторовое масло, бутиловый спирт) к DOT 3, у медных тормозных трубок начали проявляться некоторые недостатки.
Все медные трубы см. на сайте, обладают – пластичностью, податливостью, гибкостью, инертны к агрессивным средам. К недостаткам, во-первых, можно отнести появление разрушений в местах контакта из-за гальванического пара, образуемого жидкостью DOT. Во-вторых, коэффициент температурного расширения меди отличен от стали – когда тормозная жидкость нагревается, магистраль ощутимо удлиняется, поэтому медные трубки не рекомендуют использовать, например, во внедорожниках, которые часто подвергаются эксплуатации в жестких условиях. Здесь качественная нержавеющая сталь будет предпочтительней. Медные трубки не слишком стойки к постоянным вибрациям.
Если обратиться к различным форумам и проанализировать обсуждение «противостояния» тормозных трубок из меди и стали, можно сделать следующие выводы:
Число «за» и «против» меди делится примерно пополам. И каждый оппонент предъявляет в споре весомые аргументы в защиту полюбившегося материала.