Обзор тормозной системы автомобиля

Функциональность тормозной системы автомобиля (ТСА) выражается в нескольких параметрах – активная безопасность, изменение скорости движения, полная остановка авто, экстренное торможение, стояночный тормоз. Для осуществления перечисленных функций ТСА используются ее виды – рабочий или запасной (стояночный). Тормозная система – это совокупность перечисленных компанентов.

Роль тормозных трубок в системе

Узлы и агрегаты ТСА (колодки, барабаны, диски) связывают тормозные трубки. Вспоминают о них незаслуженно редко. Хотя их функциональное предназначение в том, чтобы передавать усилие, заданное главным тормозным цилиндром. Это гарантируется тормозной жидкостью и ее стабильным давлением. Технические требования к передней и задней тормозной трубке определяются Регламентом ТС 018/2011. Это высокий уровень прочности материала, герметичность в местах их соединения с другими составляющими системы, противостояние химическим веществам (кислоте, солям, маслам) и стабильная работа, несмотря на пульсирующее, высокое давление.
Для изготовления современных систем используют: медные тормозные трубки, стальные трубки или трубки из медно-никелевых сплавов.

В чем отличие стальных от медных тормозных трубок?

Рядовым автолюбителям необходимо знать о медных и стальных тормозных трубках следующее:

  1. При развальцовке меди из-за ее высокой пластичности часто происходит деформация изделия в районе «грибка».
  2. Благодаря податливости и гибкости медных трубок монтировать их легче. Они лучше противостоят агрессивным средам, например, соли, которой зимой посыпают дороги.
  3. При конической вальцовке медь предпочтительнее стали.
  4. Стальные тормозные трубки идеально держат форму за счет своей жесткости. Рекомендованы они для системы автомобильного сцепления, там производится крепкая фиксация. Очень кстати оказывается прочность стали, когда трубки сцепления довольно короткие.

Автоэксперты отмечают, что после того, как произошел переход от обычной тормозной жидкости (касторовое масло, бутиловый спирт) к DOT 3, у медных тормозных трубок начали проявляться некоторые недостатки.

Преимущества и недостатки медных трубок

Все медные трубы см. на сайте, обладают – пластичностью, податливостью, гибкостью, инертны к агрессивным средам. К недостаткам, во-первых, можно отнести появление разрушений в местах контакта из-за гальванического пара, образуемого жидкостью DOT. Во-вторых, коэффициент температурного расширения меди отличен от стали – когда тормозная жидкость нагревается, магистраль ощутимо удлиняется, поэтому медные трубки не рекомендуют использовать, например, во внедорожниках, которые часто подвергаются эксплуатации в жестких условиях. Здесь качественная нержавеющая сталь будет предпочтительней. Медные трубки не слишком стойки к постоянным вибрациям.

Мнение автолюбителей о выборе тормозных трубок

Если обратиться к различным форумам и проанализировать обсуждение «противостояния» тормозных трубок из меди и стали, можно сделать следующие выводы:

  • жесткого требования по установке стальных трубок нет, поэтому некоторые отдают предпочтение медным аналогам, сталь просто рекомендуется производителями;
  • некоторые водители сами меняют «родные» стальные трубки на медные, в этом случае производитель заявляет, что владелец такого авто ставит подделки;
  • высокое качество гибкой меди нисколько не ухудшает технические характеристики транспортного средства – уверена большая часть автолюбителей;
  • весомый процент владельцев различных авто не признают медь как материал, годный для изготовления тормозных трубок, а потому пользуются только оригинальными стальными трубками.

Число «за» и «против» меди делится примерно пополам. И каждый оппонент предъявляет в споре весомые аргументы в защиту полюбившегося материала.