Тормозные диски иногда приходится менять гораздо раньше, чем закончится стандартный срок их эксплуатации. Сказывается активное использование машины и не слишком хорошее качество отечественных дорог.
В среднем замена тормозных дисков требуется после изнашивания 2-3 комплектов колодок. Но иногда резкий перепад температур или случайная яма на дороге вносят свои коррективы.
Если раньше покореженные диски однозначно отправлялись в утиль, то сегодня многие водители предпочитают их протачивать. Благо, в автомастерских появилось новое технологичное оборудование, способное продлить жизнь дисковым механизмам.
Тормозной диск - центральный элемент тормозной системы авто. При торможении колодки плотно прижимаются к его поверхности и с помощью силы трения медленно или резко останавливают движение колес.
Чаще всего диски производят из чугуна, который имеет хорошие фрикционные свойства и не затратны в изготовлении. Минус этого материала в том, что при сильных колебаниях температуры происходит изменение его химического состава. Чугун теряет свою твердость, становясь непривычно хрупким.
Так, при регулярном сильном торможении кинетическая энергия вращающегося диска превращается в тепловую. Нагретый чугунный диск может покоробить, а попадание на него воды чревато образованием трещин.
Большинство специалистов по ремонту оценивают средний срок службы тормозных дисков в 2-3 замены колодок. Если машина активно эксплуатируется, менять детали придется уже после 60-70 тыс. километров пробега.
Чтобы определить степень износа дисков, достаточно при очередной замене колодок внимательно осмотреть поверхности на наличие трещин, впадин, короблений, следов коррозии. Особенно важно измерить остаточную толщину дисков - если она превышает 60% от нового состояния, есть смысл говорить о восстановлении элементов.
Проточка тормозных дисков рекомендована, если на поверхности деталей имеется выработка или фаски, образовавшиеся в результате работы колодок. Однако решающей остается толщина дисков - слишком тонкие детали нельзя точить, поскольку они уже не способны в достаточной мере переносить тепловую нагрузку.
Перед проточкой мастер осматривает диски и подвеску авто:
Станки для проточки крепят непосредственно на ступицы дисковых тормозов. За один проход устройства снимают до 20 микрон металлической стружки с обеих сторон, после чего их переставляют и повторяют цикл. Для полной обработки каждого диска требуется 2-3 таких прохода.
Протачивать следует 2 диска, чтобы сохранить тормозной баланс оси. По окончании процедуры рекомендуется заменить колодки, поскольку старые, поработавшие с деформированными элементами, быстро приведут в негодность проточенные детали.