Тормозные диски: стоит менять или сначала протачивать?

Тормозные диски иногда приходится менять гораздо раньше, чем закончится стандартный срок их эксплуатации. Сказывается активное использование машины и не слишком хорошее качество отечественных дорог.

Замена тормозных дисков

В среднем замена тормозных дисков требуется после изнашивания 2-3 комплектов колодок. Но иногда резкий перепад температур или случайная яма на дороге вносят свои коррективы.

Если раньше покореженные диски однозначно отправлялись в утиль, то сегодня многие водители предпочитают их протачивать. Благо, в автомастерских появилось новое технологичное оборудование, способное продлить жизнь дисковым механизмам.

Как устроен тормозной диск и когда его нужно менять

Тормозной диск - центральный элемент тормозной системы авто. При торможении колодки плотно прижимаются к его поверхности и с помощью силы трения медленно или резко останавливают движение колес.

Чаще всего диски производят из чугуна, который имеет хорошие фрикционные свойства и не затратны в изготовлении. Минус этого материала в том, что при сильных колебаниях температуры происходит изменение его химического состава. Чугун теряет свою твердость, становясь непривычно хрупким.

Так, при регулярном сильном торможении кинетическая энергия вращающегося диска превращается в тепловую. Нагретый чугунный диск может покоробить, а попадание на него воды чревато образованием трещин.

Большинство специалистов по ремонту оценивают средний срок службы тормозных дисков в 2-3 замены колодок. Если машина активно эксплуатируется, менять детали придется уже после 60-70 тыс. километров пробега.

Чтобы определить степень износа дисков, достаточно при очередной замене колодок внимательно осмотреть поверхности на наличие трещин, впадин, короблений, следов коррозии. Особенно важно измерить остаточную толщину дисков - если она превышает 60% от нового состояния, есть смысл говорить о восстановлении элементов.

Когда стоит протачивать тормозные диски?

Проточка тормозных дисков рекомендована, если на поверхности деталей имеется выработка или фаски, образовавшиеся в результате работы колодок. Однако решающей остается толщина дисков - слишком тонкие детали нельзя точить, поскольку они уже не способны в достаточной мере переносить тепловую нагрузку.

Проточка тормозных дисков

Перед проточкой мастер осматривает диски и подвеску авто:

  • проверяет подшипники на наличие люфтов и перекатов;
  • измеряет остаточную толщину дисков;
  • проверяет биение дисков по нескольким радиусам;
  • оценивает распространение коррозии на рабочей поверхности.

Станки для проточки крепят непосредственно на ступицы дисковых тормозов. За один проход устройства снимают до 20 микрон металлической стружки с обеих сторон, после чего их переставляют и повторяют цикл. Для полной обработки каждого диска требуется 2-3 таких прохода.

Протачивать следует 2 диска, чтобы сохранить тормозной баланс оси. По окончании процедуры рекомендуется заменить колодки, поскольку старые, поработавшие с деформированными элементами, быстро приведут в негодность проточенные детали.