30 мая 2016 года в Подмосковье начались съемки полнометражного игрового фильма «Три сестры. Сто двадцать лет спустя» по мотивам пьесы Антона Павловича Чехова — совместного проекта Киностудии имени М. Горького и Студии ЮГ (режиссера и продюсера Юрия Грымова). Корреспондент «ПрофиСинема» побывал на съёмочной площадке, даче внучки академика Лысенко, в небольшом посёлке Мозжинка под Звенигородом.
«Я не верю, что чеховский текст может правильно произнести актриса в свои 25 лет»
Вековые деревья в Одинцовском районе укрывают в тени возникший в советское время рядом с пансионатом Академии наук посёлок с его современными дорогими коттеджами из красного кирпича, но есть здесь дома, сохранившие атмосферу давно минувших времён. Один из них — дача академика Трофима Лысенко — превратился на съёмочный период нового фильма Юрия Грымова в дом Прозорова из пьесы «Три сестры».
Изначально Грымов планировал снимать фильм в Орле, но буквально за неделю до старта съёмок пришлось искать новую локацию — режиссер бросил клич в социальных сетях жителям Подмосковья, и получил предложение от Натальи Таничевой, внучки советского агронома и биолога.
«Когда тебя спрашивают: ты альтруист или старуха-процентщица? Конечно, тебе хочется быть альтруистом! Не знаю, какая это будет фильма, как говорили в 30-х годах — может бомба, а может фиаско, но мои внучки всегда смогут увидеть в кино свою любимую дачу», — рассказывает хозяйка, не уступающая харизмой заслуженным и народным артистам на площадке, о своём решение превратить дом в место съёмок.
Актёрский ансамбль в фильме собрался внушительный — Людмила Полякова, Александр Пашутин, Владимир Носик, Максим Суханов, Анна Каменкова, Ирина Мазуркевич, Александра Назарова, Александр Балуев, Игорь Ясулович, Игорь Яцко. Как рассказал Юрий Грымов, приложение к сценарной заявке со всеми регалиями артистов оказалось чуть ли не толще самого сценария.
На террасе дома в кресле журналисты застают отдыхающего в перерыве между сценами Александра Балуева, который исполняет в картине роль Солёного.
«Здесь на площадке — атмосфера безделья, и я её поддерживаю, как видите», — шутит Александр Николаевич, пока внутри дома снимают сцену, периодически жалуясь на шум, доносящийся с террасы.
Артист рассказывает, что Солёный в фильме — узнаваемый персонаж сегодняшнего дня со своим подходом к жизни, со своим сверхцинизмом. Такой роли в его карьере ещё не было, и он рад вновь оказаться на площадке Юрия Грымова после экранизации «Му-му».
Кстати, неслучайно возраст актёров значительно превышает возраст чеховских героев. Это принципиальное режиссёрское решение: практически не меняя драматургию, перенести пьесу в современность, но сделать персонажей на 30-35 лет старше.
«Я смотрел много спектаклей по пьесе «Три сестры» Чехова, и, как ни банально это звучит, в голове была одна мысль — «Не верю!». Я не верю, что чеховский текст может правильно произнести актриса в свои 25 лет, — объясняет режиссёр. — Изменение возрастов героев, участие артистов разных поколений даст картине совершенно другое значение. Что значит молодой девушке влюбиться в интересного полковника? Это обычная ситуация! Другое дело, когда в себе это чувство обнаруживает 65-летняя замужняя женщина. Или когда Ирина, которой 58 лет, говорит, что счастье нужно искать в работе? Я знаю массу безработных людей за 40 — они никому не нужны, и это становится по-настоящему созвучным современности».
«Обама – чмо», или агрессивное новое поколение
В остальном Грымов утверждает, что пьеса Чехова изменена не более, чем на 5%, однако некоторые детали всё-таки вызывают подозрение, кажется, что автор немного не договаривает. Взять, например, припаркованный рядом с домом мопед с наклейкой-надписью «Обама — чмо!». Это не транспортное средство члена съемочной группы, а реквизит — атрибут одного из персонажей, Ферапонта, чеховского старика, которого здесь, наоборот, играет молодой телесериальный актёр Виктор Потапешкин. Идею с экстравагантной надписью придумал и предложил режиссёру сам артист, и похоже эта деталь обнаруживает в будущей картине социальный подтекст.
«Хотелось не просто высмеять, но показать, как глупо и мерзко смотрится оголтелый патриотизм, никак не связанный с любовью к Родине, — рассказывает Виктор Потапешкин. — Ферапонт — только что вылупившийся клерк, который растёт и добивается успехов, но делает это весьма странно — он становится очень холодным. Не хочется раскрывать все карты, но уверяю, это очень интересный персонаж с очень большими арками».
Ферапонт — не единственный молодой персонаж в пьесе. Ещё одно интересное решение режиссёра: Наталью, жену 68-70-летнего Прозарова, которого играет Владимир Носик, он делает 18-летней и берёт на роль Наталью Степанченко, актрису, певицу из Владивостока, получившую образование в США и снявшуюся в голливудском блокбастере Dead Trigger Скотта Уиндхаузера и Дольфа Лундгрена. Судя по комментариям Юрия Грымова, её героиня и столкнет скромную взрослую интеллигенцию, не склонную к стяжательству и новое агрессивное и меркантильное поколение.
«Мне не интересно, как разбиваются самолёты — мне интересно, как разбиваются судьбы людей»
«Три сестры. Сто двадцать лет спустя» — совместный проект студии «ЮГ» Юрия Грымова и Киностудии имени М. Горького. По словам режиссёра, потянуть проект без участия государственной структуры — крайне сложная задача. Он также считает, что это кино не разовое, а долгоиграющее.
Актриса Анна Каменкова, которая играла еще у Эфроса младшую сестру Ирину в «Трех сестрах», считает, что классика на то и классика, чтобы к ней возвращаться независимо ни от чего, потому что в ней всегда заложено вечное. А у Александра Балуева обнаруживается более радикальный взгляд:
«С современным кино — беда, я считаю, что драматургия остановилась на Вампилове. Любое обращение к нашим «запаснякам» — всегда интересно, потому что именно в те времена была настоящая литература, настоящая драма. Это не молодёжное кино, а для тех, кто уже многое пережил, где-то очаровался, где-то разочаровался, чего-то достиг, чего-то не достиг. В то же время если молодое поколение не читает Чехова, оно не читает вообще. Просветительская миссия тоже есть, ведь то, что происходит сейчас в образовательной сфере — это просто чудовищное преступление».