В каких случаях цепные стропы не допускаются к работе?

Все операции с тяжелыми грузами должны быть максимально безопасными для людей, которые участвуют в их проведении. Для перемещения тяжестей используют разные приспособления, но наиболее популярными остаются стропы. С их помощью грузы обвязываются и крепятся к крюкам подъемных кранов.

Производители впускают три вида грузоподъемных строп на основе цепей, стальных канатов и текстильных лент. Из них только цепные могут использоваться практически при любых операциях с грузами благодаря прочности, гибкости, повышенной грузоподъемности, невосприимчивости к экстремально высоким и низким температурам. Чтобы обеспечить безопасность грузоподъемных операций, качеству цепных строп нужно уделять повышенное внимание.

Правила осмотра цепных строп

Цепные стропы должны регулярно проверяться. Правила и порядок проведения проверки разрабатывает либо инженерно-технический персонал предприятия, либо специализированная организация, руководствуясь рекомендациями государственных органов в области охраны труда. Результаты проверки каждого приспособления нужно вносить в особый журнал. Решение о том, будут стропы допущены к эксплуатации или нет, принимаются в зависимости от результатов их осмотра.

Периодичность проверки цепных строп зависит от интенсивности их использования. Если приспособления задействованы постоянно, то осматривать их нужно минимум раз в 10 дней. При периодическом использовании проверку можно осуществлять непосредственно перед началом грузоподъемных работ.

Осмотр строп состоит из трех этапов:

  • наружного;
  • внутреннего;
  • инструментального.

Для цепных строп актуальны только два этапа – наружный и инструментальный. Цель первого – проверить присутствие маркировки и ее соответствие паспорту, изучить места соединения звеньев и грузозахватных приспособлений, а также выявить возможные внешние дефекты и повреждения.

Инструментальный этап подразумевает проведение замеров при помощи специальных инструментов. Особое внимание следует обратить на диаметр и длину звеньев, уменьшение их диаметра, разность в длине ветвей, признаки физического износа.

Нормы браковки

Цепные стропы, как и другие грузоподъемные приспособления, не могут быть допущены к работе, если отсутствует бирка с маркировкой. Повреждение этой бирки, как и нечитаемая маркировка – также причина для выбраковки. Стропы не будут допущены к работе при наличии следующих дефектов:

  • различие в длине ветвей, превышающее 15 мм при свободном подъеме;
  • увеличение длины звена по сравнению с нормативной более чем на 5%;
  • уменьшение поперечного значения диаметра звена цепи на 8%;
  • наличие следов износа на звеньях – выемок, борозд и т.д.;
  • отсутствие предохранительных замков на соединительных элементах;
  • окисная пленка, вмятины и поверхностные трещины на крюках, скобах, соединительных звеньях;
  • поперечная деформация цепных звеньев.

Выбраковка цепных строп производится при обнаружении даже одного из перечисленных отклонений. Если изделие находится на гарантии производителя, оно должно быть заменено на новое.