В 2019 году вслед за шестью тысячами уже отремонтированных московских домов встанут на капремонт еще почти две тысячи столичных многоэтажек. Строители по необходимости заменят основные инженерные системы — отопление, мусоропроводы, перекроют крыши и обновят фасады, заменят лифты, установят новые светильники и батареи. Причем в Москве расширен перечень работ, которые выполняются в домах, проводится до 15 видов работ. В результате дома значительно прибавят в комфортабельности и уюте. В планах — со временем проапгрейдить таким образом свыше 27 тысяч московских домов.
— Капремонт пришел в Москву надолго, как минимум до 2044 года, — говорит член Общественной палаты Москвы, секретарь городской комиссии по общественному контролю за ходом капремонта Вера Москвина. — И дальше на сто процентов эта программа будет продолжаться.
Размах планов действительно впечатляет. Общая площадь помещений, в которых ремонт уже сделан или пока только запланирован, составляет почти 250 миллионов квадратных метров. В капитальный ремонт попали более 355 тысяч разнообразных инженерных систем и 112 тысяч лифтов. Причем к комплексному капитальному ремонту, который включает в себя ремонт инженерных систем и замену лифтов, с недавнего времени добавили замену окон в местах общего пользования и капитальный ремонт подъездов. Такой подход коренным образом отличает московский капремонт от аналогичных программ, запущенных в различных российских регионах. Впрочем, отличия не только в «глубине» домашнего апгрейда и техническом проникновении всевозможных обновлений.
— Москва последней вступила в программу капремонта, — объясняет Вера Москвина. — Регионы начали первыми, и, чего греха таить, честно скажу, наши эксперты наблюдали за тем, как происходит этот процесс в регионах. Анализировали все ошибки, выезжали на места, говорили с участниками. В общем, изучали грабли, на которые в регионах успели наступить. Московская программа составлялась с учетом тех ошибок, которые допустили регионы.
Так, например, столичные ремонтники сразу отказались от минимальной цены взноса на капремонт, хотя по этому вопросу и было сломано немало копий. Ведь справедливая цена должна позволять реально отремонтировать дом на эти средства. А что можно отремонтировать, например, при расходах в шесть рублей на квадратный метр, как это пытаются сделать в провинции? Это же максимум три-четыре вида работ из длинного перечня необходимых. В Москве сегодня капремонтники проводят до 15 различных работ. Нигде в России такого объема мы не увидим.
В тепле и уюте
Большое внимание Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы уделяет тому, чтобы используемые материалы, технологии и устанавливаемое оборудование были надежными, долговечными и при этом отвечали самым современным требованиям к удобству и комфорту жильцов. Например, при замене отопительных систем в подъездах монтируют перспективные модели конвекторов и радиаторов.
— Согласно проектной документации, действующей в настоящее время, при капитальном ремонте жилых домов используются два типа отопительных приборов, — рассказывает представитель одного из заводов-производителей, заместитель гендиректора ОАО «Сантехпром» Алексей Зелиско. — Это биметаллические радиаторы и конвекторы. Чем хорош биметаллический радиатор? У него внутри находится стальной сердечник, а снаружи — алюминиевое оребрение. Сердечник повышает прочность и долговечность, выдерживает давление 10 атмосфер. Срок службы такого радиатора — более 25 лет.
Уже в 2019 году благодаря усилиям специалистов столичного Фонда капитального ремонта в спецификацию отопительных устройств был внесен ряд дополнений, благодаря которым в квартиры москвичей теперь устанавливают самую современную модель радиаторов. От батарей прежних поколений она отличается повышенным комфортом.
— Теперь в комплектацию включают автоматический термостат, с помощью которого можно поддерживать температуру в помещении в автоматическом режиме, — поясняет Зелиско. — Это полезно как для энергосбережения, так и для поддержания комфорта в квартире — благодаря радиаторам с новым модулем подключения в каждой комнате устанавливать свою температуру: где-то повыше, где-то пониже.
Умный свет
Не менее технологичным будет и освещение отремонтированных подъездов. Эпоха темных лестниц и судорожно мигающих неонок, похоже, окончательно уходит в прошлое. Вместо этого жильцов ждут интеллектуальные светильники, экономящие свет и буквально по-человечески заботящиеся о каждом вошедшем в дом. Их секрет — в датчиках движения, аналогичных тем, что используются в некоторых охранных системах.
Если в подъезде, на лестнице или лифтовой площадке никого нет — светильник потушен, электричество не расходуется, ресурс осветительных элементов не тратится. Появление человека засекает сенсор, после чего включается сопряженный с ним светильник. Таким образом, своего рода световая волна сопровождает вас, если вы отправитесь прогуляться по подъезду. А если вы сели в лифт и уехали, то светильник автоматически отключается, переходя в режим ожидания.
Под замену при капремонте попадают не только лампы, но и выключатели, электрощиты, проводка.
Транспорт из будущего
Конечно, не может капремонт не коснуться и такого важного механизма, как лифт. Модернизацией своего лифтового хозяйства, развернувшейся в последние годы, столица по праву может гордиться. Замена лифтов в жилых домах идет ударными темпами. Причем из более чем 32 тыс. лифтов, обновленных с 2011 года, более 40% (13 тыс.) — заменены по программе капремонта.
— Москва — один из самых высоких городов Европы, только за последние годы средняя этажность здесь поднялась на два этажа, — рассказывает гендиректор АО «Мослифт» Вартан Авакян. — Но до 2011 года в городе было много так называемых обновлений, когда какие-то компоненты лифта менялись, а какие-то оставлялись.
Все изменилось после того, как в Москве запретили устанавливать лифты без частотного преобразователя. Это устройство обеспечивает плавный разгон лифта и более мягкое срабатывание дверей. Вслед за этим нововведением в лифтовом хозяйстве столицы развернулась настоящая гонка технологий. Уже несколько лет характеристики московских лифтов фактически опережают Технический регламент, принятый странами Таможенного союза.
Новейшие подъемники, постепенно вытесняющие из многоэтажек привычные кабинки, выглядят настоящими пришельцами из будущего. У них имеется, например, инфракрасная завеса, автоматически открывающая двери при наличии какого-либо предмета между ними. Так что бояться, что неловкого пассажира зажмет дверями, больше не приходится. Кнопки управления выполняются по антивандальной технологии и не спасуют ни перед горящими сигаретами, ни перед спичками.
Также в кабинах установят указатели этажности, специальные защитные поручни, большие зеркала, по уверениям психологов, снижающие агрессивность людей, и даже на которые в случае необходимости можно вывести изображение диспетчеров микрорайона.
— Требования к оборудованию изначально были заданы высокие. Все лифты должны быть антивандальными, соответствовать самым передовым противопожарным требованиям, быть удобными для маломобильных групп населения — а это не только люди в инвалидных колясках, но и плохо видящие, инвалиды второй и третьей группы, — продолжает Авакян. — Вы знаете, что самое большое количество травм люди получают из-за того, что старые лифты останавливаются не точно на этаже, а с некоторым перепадом?
Пол новых машин, по его словам, будет идеально соответствовать уровню лифтовой площадки, и несчастных случаев в городе от этого должно стать намного меньше.
С участием жителей
Самое главное, что к планированию и согласованию работ теперь очень широко привлекаются сами жильцы ремонтируемых подъездов. Они могут выбрать цвет и материал отделки стен, одобрить размер и рисунок напольной плитки, внести пожелания по оформлению крыльца и установке дополнительных слипов и поручней и так далее. Что касается капитального ремонта в целом, то важно, что жители могут решением общего собрания собственников предлагать к включению в перечень те работы, которые они считают необходимыми. Все решения общих собраний учитываются, но главное условие— работы должны входить в принятый в городе перечень работ.
— Мы занимаемся общественным контролем за ходом реализации региональной программы капремонта, следим, чтобы капремонт делался на отлично, и самое главное — боремся за установление коммуникационных связей между всеми участниками, — отмечает Вера Москвина. — Если все участники процесса капремонта разобщены и не имеют между собой взаимодействия, то успеха нет никакого. Фонд капитального ремонта, подрядная организация, управа, управляющая организация, собственники жилья — эти пять направлений образуют крепкий кулак, а если кто-то из них не тянет — то все, дом пропал.
Для того чтобы у каждого была возможность предотвратить ошибку или сделать ценное замечание, городская комиссия по контролю за ходом капремонта запустила специальную «горячую линию», телефон которой размещается в каждом доме, участвующем в программе городского ремонта. В случае необходимости представители комиссии реагируют как своеобразная «скорая помощь» — они выезжают на места разногласий, приглашают туда представителей Фонда капремонта, подрядной организации, жителей, представителей управы и управляющей компании, чтобы быстро решить проблему. Если подрядчик действительно виноват, но исправлять свои ошибки не желает, дело может кончиться для него плохо, вплоть до лишения возможности продолжать работать на рынке Москвы.
— Программа капремонта московских многоэтажек набирает обороты. Конечно, как и в любом другом виде деятельности, есть какие-то отдельные случаи, но согласительная комиссия как раз и существует, чтобы решать спорные вопросы в досудебном порядке между представителями заказчика — это Фонд капитального ремонта, представителями собственников жилья — это ответственные «старшие по домам», представителями подрядчиков и представителями эксплуатирующих организаций в дальнейшем, — констатирует руководитель городской согласительной комиссии Общественной палаты г. Москвы по контролю региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов г. Москвы Вячеслав Семерин. — Я лично сам ездил в Австрию, смотрел, как у них проходит капитальный ремонт многоквартирных домов, и считаю, что в Москве с этим дела обстоят весьма неплохо.
Глядя вперед
Понятно, что отремонтировать сразу все дома такого мегаполиса, как Москва, невозможно ни физически, ни даже теоретически. Главный фактор надежности и долговечности — использование качественных, сертифицированных материалов и оборудования. На ремонтные работы по закону подрядчики дают пять лет гарантии. Ни один лифт не принимается в эксплуатацию до разрешения Ростехнадзора.
Многое зависит и от самих москвичей. По просьбам жителей Москвы в программу капремонта были включены, к примеру, ремонт подъезда и замена окон в местах общего пользования. Поэтому жителям Москвы стоит пожелать бережно и заботливо относиться к апгрейду их домов, проведенному стараниями московских строителей.