Вложения в персонал: как оцифровать неоцифруемые проекты

Результаты посещений конференций и тренингов невозможно измерить в осязаемых суммах. Но эффективность инвестиций в HR можно понять по косвенным показателям. Узнайте формулы!

Когда мы говорим об эффективности инвестиций, мы чаще всего вспоминаем ROI – возврат инвестиций. Согласно общеотраслевому обзору Saratoga HR, ROI в 2017 году составил 2,77 рубля.>

Напомним формулу расчета: ROI = (доходы – расходы) / расходы * 100%.

Но компании чаще всего испытывают трудности с расчетом возврата инвестиций в обучение, корпоративные мероприятия и другие проекты, которые не приносят очевидного дохода. Поэтому для таких случаев предлагаю использовать другую формулу:

ROI = (экономия – расходы) / расходы * 100%.

Экономия – это деньги, которые компания сохраняет в результате некой HR-инициативы и перенаправляет на развитие бизнеса.

Расчет ROI участия в конференции

Еще на стадии согласования какого-то проекта необходимо задать вопрос: «Зачем мы это делаем?»/ Предположим, компания отправила двух разработчиков на конференцию с целью узнать и привнести в свою работу новые практики. После конференции один разработчик смог сократить время загрузки сайта, а второй разработчик ничего не смог нового предложить. Как считать экономию/доход в этом случае?

Нам понадобятся данные бизнеса. Раньше запрос на сайте обрабатывался около 20 секунд, при этом около 70% клиентов, не дождавшись полной загрузки, уходили уже с 10 секунды. После внесения исправлений в код скорость отклика сайта уменьшилась до 10 секунд, и потери клиентов, отказавшихся от просмотра, сократились до 20%. Среднемесячное количество посетителей сайта – 500 человек. При скорости загрузки до исправления компания теряла 350 посетителей. После исправления только – 100. То есть среднемесячно удалось удержать 250 посетителей.

Но не все посетители становятся клиентами, поэтому для расчета мы должны знать эту конверсию. По статистике, покупку в этой компании делает каждый четвертый посетитель, а, значит, конверсия равна 25%. В нашем случае 250 удержанных посетителей превратились в 62 новых клиента.

Для привлечения одного клиента компания тратит 2 000 рублей на рекламу. Общие эффективные затраты на рекламу составляют:

2 000 рублей * 62 клиента = 124 000 рублей.

Раньше мы бы эти деньги потеряли, так как клиенты не совершили покупку и ушли, не дождавшись загрузки сайта. Средний чек при этом составляет 8 000 рублей.

Общий доход = 8 000 рублей * 62 клиента = 496 000 рублей.

Общие доходы + экономия на рекламе = 124 000 + 496 000 = 620 000 рублей.

Стоимость участия одного сотрудника в конференции составила 40 000 рублей. Давайте посчитаем ROI участия в конференции для обоих разработчиков:

ROI = (620 000 - 80 000) / 80 000 = 6,75 рублей или 675%.

Результаты такого возврата инвестиций впечатляют.

Расчет ROI тренинга для руководителей

Что в этом случае будет экономией? Что может измениться после внедрения методик, которые отрабатывались на тренинге, например, по предоставлению обратной связи сотрудникам? Уровень текучести в подразделениях и индекс вовлеченности. Замерьте уровень текучести в подразделении до тренинга и после. Если причинами увольнения на выходных интервью назывались проблемы с руководителем, то нужно измерить, сократилось ли количество таких случаев. Разницу в изменении текучести можно оцифровать и посчитать, сколько компании стоит замещение этих сотрудников. Это и будет экономией для расчета ROI.

Некоторые нюансы

Есть ряд важных моментов, которые нужно учитывать при внедрении методологии расчетов ROI HR-мероприятий:

В некоторых случаях ROI можно рассчитать не сразу, а через какое-то время (полгода или год). Чем дороже проект, тем дольше период возврата. Поэтому ROI нужно считать накопленным итогом. В этом случае формула расчета будет иметь следующий вид:
ROI = (доход 1 года + доход 2 года) – (расходы 1 года + расходы 2 года) / (расходы 1 года + расходы 2 года) * 100%.

Расчет эффективности инвестиций в персонал нужно начинать с дорогостоящих программ и тех, на которые компания возлагает надежды.

Инициируя какой-то HR-проект, нужно исходить из его целей. Затем важно определить ключевые показатели, которые будут меняться, и как компания будет отслеживать эти изменения.

Для некоторых дорогостоящих проектов нужно рассчитывать не ROI, а ROE – ожидаемый возврат инвестиций. Формула та же самая, что и для расчета ROI, но кардинальное отличие состоит в моменте расчета. ROI рассчитывается по факту, а ROE заранее. Затем ROE и ROI сравнивают и делают анализ различий.