В этом году Большой театр собрал журналистов для объявления планов на следующий сезон необычно рано. 240-й сезон еще не закончен, еще не прошли две объявленные премьеры, но театр уже сообщил общественности о том, какие события ждут в 241-м сезоне. Против обычая первым слово взял не гендиректор Владимир Урин, а главный дирижер-музрук Туган Сохиев, сообщивший о том, какие события ждут в 241-м сезоне.
Четыре оперные премьеры, и первая из них состоится 16 октября на исторической сцене — «Манон Леско» Джакомо Пуччини. Эта постановка продолжит традицию Большого приглашать для работы режиссеров Драмы: «Манон Леско» ставит Адольф Шапиро, для которого это уже не первое обращение к оперному жанру. Следующая премьера ожидается на Новой сцене, призванная представлять публике новацию и эксперимент. Таковой станет весьма необычная и мрачная опера Бенджамина Бриттона «Билли Бадд». Ее персонажи — одни мужчины, ни одной женской партии. Постановку осуществляет соотечественник композитора режиссер Девид Оулден, между прочим, брат-близнец Кристофера Оулдена, того самого, что несколько лет назад шокировал Москву постановкой оперы того же Бриттона «Сон в летнюю ночь» на сцене «Стасика». «Билли Бадд» — совместный проект Большого и Английской национальной оперы. Еще один «эксперимент» — постановка на новой сцене «Идиота» Моисея Вайнберга. Советский композитор Вайнберг принадлежит к числу незаслуженно забытых и мало исполняемых авторов. Опера по роману Достоевского — одно из последних произведений композитора, написанная в 1986 году. Это не первая попытка постановки его оперы в России, однако первая в полной авторской версии. Премьера намечена на 12 февраля. И, наконец, на исторической сцене будет поставлена «Снегурочка» Римского-Корсакова, над которой работают режиссер Александр Титель и дирижер Туган Сохиев. Среди множества интересных проектов театра показ оперы «Дон Карлос», в которой дебютируют певцы всемирно известные, но волею судьбы никогда ранее не певшие на сцене Большого — Дмитрий Хворостовский и Хибла Герзмава. — У нас гораздо все проще, — сказал руководитель балетной труппы Махар Вазиев и перешел к оглашению балетных планов, сразу предупредив, что в связи с его появлением в театре планы сместились по времени. Главная новость с пометкой «молния» — эксклюзива от живого классика мирового балета Джона Ноймайера «Анна Каренина», официально заявленного еще на прошлогодней аналогичной пресс-конференции, в следующем сезоне ждать не стоит. В кулуарах о нем говорят уже второй год подряд, но гамбургский классик никак с ним не поспевает. Вместо обещанной «Карениной» в планах теперь — «Нуреев», который намечен на 6 июля на Исторической сцене. Над «Нуреевым» работает трио — композитор Демуцкий, режиссер Серебренников и хореограф Посохов. Удастся ли им в «Нурееве» повторить успех предыдущей постановки — «Герой нашего времени»? Будущий балетный сезон пройдет под знаком Юрия Григоровича, хореографа-творца золотой эпохи Большого Балета. 2 января 2017-го Маэстро отметит 90-летие! Вазиев, назвав хореографа «могиканом», сообщив, что запланирована ретроспектива-фестиваль его балетов — аж 11 названий. На Новой сцене вновь, после продолжительного отсутствия появится его знаменитый «Золотой век» на музыку Шостаковича. А на Историческую сцену перенесут классическую «Раймонду» в редакции Григоровича, которая из репертуара не выпадала, но до сих пор ютилась на Новой В планах появились «Этюды» Харальда Ландера. Этот балет слывет не просто шедевром XX века — на нем учатся. Обыкновенный балетный экзерсис, поставленный в Датском королевском балете еще в 1948-м, стал международной классикой и является своеобразной мини-историей классического танца. Парижская опера привозила его в Москву неоднократно, начиная с 1958 года, и с тех пор Москва о нем мечтала. С 2003 года, то есть во времена руководства балетом Мариинского театра Махарбека Вазиева, легендарный балет — в репертуаре этой труппы. А теперь «Этюды» наконец появятся и в Москве. Премьера намечена на 9 марта на Новой сцене. Планирует Вазиев работать и с бывшими премьерами Большого — Осиповой и Васильевым. «С Осиповой, правда, очень сложно договориться. Она создавала мне проблемы и в Ла Скала, — посетовал новый руководитель. — Но в будущем мы найдем решение. А с Васильевым я только сегодня утром разговаривал — он будет танцевать «Ивана Грозного», например». Что же касается системы приглашения балетных звезд, то тут Махар Вазиев был категоричен: «Я не против приглашать звезд на какие-то спектакли и фестивали, но против этого как постоянного явления».