В помощь стартапам: ЦБ начнет выдавать молодому бизнесу кредиты под нетрадиционные залоги

В Банке России задумались о возможности кредитования бизнеса под залог нетрадиционных активов: товарных знаков, компьютерных программ или патентов. Кто больше выиграет от этого – ЦБ или бизнес?

Обычно российские банки принимают в качестве залога по кредиту какое-либо материальное имущество заёмщика: землю, здания, сооружения, транспорт, оборудование. Однако Гражданский кодекс не запрещает закладывать по кредиту и результаты интеллектуального труда. В России такие случаи можно пересчитать по пальцам, и примером могут служить лишь крупнейшие бренды: «Альфа-банк» брал в залог бренд «Московский провансаль», «Новикомбанк» - марку «Конфаэль», Сбербанк — бренд «Дикая орхидея», пишет Life.ru.

«Банк России анализирует перспективы развития новых инструментов финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), в том числе по такому направлению, как кредитование под залог объектов интеллектуальной собственности или других нематериальных активов. Регулятор считает данное направление перспективным при условии анализа рисков, сопутствующих данному финансовому инструменту», — рассказали в пресс-службе Центробанка.

В Сбербанке уточнили, что «по большей части товарные знаки рассматриваются в составе активов предприятий при залоге бизнеса и реже как самостоятельный залоговый актив». Нематериальный вид залога пока не очень распространен, потому что «практика обращения взыскания и реализации товарных знаков носит единичный характер». И несмотря на то, что Гражданским кодексом не запрещено брать в залог объекты интеллектуальной собственности, в нормативных актах Центробанка отсутствует норма, прям разрешающая банкам делать это.

Российские банки не понимают всей ценности залогов в виде нематериальных активов, отметил член генсовета «Деловой России» Ильдар Шайхутдинов, и это «тормозит развитие данных инструментов». По его словам, банковское сообщество открыто признается, что не понимает, что такое нематериальный актив, сколько он стоит и кому в случае взыскания его можно будет продать.

Действительно, объекты интеллектуальной собственности очень сложно оценить, считает аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов. Для точного анализа необходимы методики и участие специалистов по оценке прав интеллектуальной стоимости, которые в стране пока очень мало. В то же время, отмечает Антонов, сегодня «наиболее динамично развивающиеся компании работают именно с нематериальными активами: программное обеспечение, товарные знаки и бренды».

«Так, при оценке небольшой IT-компании стоимость ее нематериального капитала, то есть созданного программного кода и разработок, может в сотни и тысячи раз превосходить стоимость имеющегося в собственности материального имущества», — говорит эксперт.