Действительно ли в Россию возвращаются арендаторы жилья из-за рубежа? Эксперты не сходятся в оценках по этому вопросу. Есть основания полагать, что доля нанимателей из Азии увеличивается, при этом из Европы едут все меньше, часть предприятий переводит своих специалистов, наоборот, в регионы.
В Москве в два раза увеличилось количество иностранных и региональных компаний, арендующих жилье для своих сотрудников. Положительные изменения зарегистрированы по сравнению с прошлым годом. Данные приводят эксперты компании «Инком-недвижимость».
Специалисты подсчитали, что основную часть квартир для своих сотрудников снимают компании из Азии (49,5%), а вот из Европы теперь — только 3% «корпоративных» нанимателей квартир.
Кроме того, эксперты агентства недвижимости приводят данные о том, что в сентябре 2013 года 18% от общего объема предложения на рынке аренды в столице приходилось на долю квартир, арендуемых филиалами зарубежных и региональных компаний для своих представителей. Стоит заметить, что большую часть квартир (около 45% объектов) снимали служащие фирм из Европы и США. На долю же представителей стран Азии приходилось всего 10%.
В 2014 г. доля корпоративных арендаторов снизилась до 12%, в 2015 г. — до 6%. На данный момент доля такого вида аренды практически вернулась к значению 2014 г., теперь она составляет 11,5%.
«В этом году на рынке найма вновь стали появляться европейские фирмы — арендаторы жилья: они регистрируют совместные предприятия на территории России и производят продукцию, на которую действие эмбарго не распространяется. Соответственно, появляется необходимость в квартирах для временного проживания зарубежных специалистов», — поясняется в сообщении агентства недвижимости.
Оксана Полякова, заместитель директора департамента аренды квартир «Инком-недвижимость», пояснила, что представители и иностранных, и наших компаний традиционно арендуют двух- и трехкомнатные квартиры в сегментах комфорт и бизнес-классов. По статистике, наибольшей популярностью пользуются районы ЗАО, ЮЗАО, САО в пешей доступности от станций метро.
Как иностранцы влияют на рынок недвижимости Москвы? Что предпочитают снимать? Влияют ли на него сотрудники из регионов, являющиеся представителями провинциальных компаний? Стоит ли ожидать массового возвращения зарубежных арендаторов? Ниже три точки зрения на состояние рынка «корпоративной» аренды.
Компании уходят в регионы
Антон Борин, управляющий партнер агентства недвижимости «Мегаполис-Сервис», г. Москва, офис «Бабушкинская», не считает, что рынок «корпоративной» аренды в столице увеличивается. Действуют санкции, а это неблагоприятный, по мнению эксперта, фон. Часть компаний, чтобы сократить издержки, переводит свои филиалы из Москвы в регионы:
— Я бы не стал говорить как об увеличении количества иностранных компаний, присутствующих на нашем рынке, так и о каком-то всплеске активности среди региональных компаний, открывающих свои представительства в Москве. Напротив, сейчас тенденция такова, что бизнес оптимизирует свои расходы и из столицы уходит в регионы. И тем более, в связи с санкциями, вряд ли стоит ждать массового наплыва иностранцев-арендаторов в Москву. Да, некоторые компании, конечно, пытаются нарастить бизнес в московском регионе, но этому не способствует нестабильная обстановка в экономике. Как результат — все это находит свое отражение и на рынке аренды, который, как и любая другая сфера недвижимости, переживает сейчас не лучшие времена.
В этой связи говорить о том, что сотрудники иностранных или российских региональных компаний серьезно влияют на рынок аренды, не приходится. Тем более что такие компании арендуют жилье, как правило, для руководителей среднего и высшего звена, а это сегмент рынка аренды выше среднего, но ни в коем случае не массового. Он и раньше не оказывал решающего влияния на столичный рынок аренды, и уж тем более не может оказывать его сейчас, — добавляет эксперт.
Доля китайских арендаторов увеличивается
Вадим Ламин, управляющий партнер агентства недвижимости SPENCER ESTATE, отмечает перераспределение на рынке аренды в пользу азиатских, в основном китайских, компаний, также он не видит причин говорить об увеличении иностранных арендаторов. Скорее можно считать тенденцией уменьшение клиентов из числа представителей западных компаний:
— Мы не отмечаем тенденции к увеличению количества иностранных арендаторов. Действительно, есть определенный интерес со стороны азиатских компаний, преимущественно китайских. Присутствуют запросы и от турецких представителей, есть небольшой спрос от итальянцев. На мой взгляд, процентное увеличение присутствия на рынке аренды азиатских компаний связано, скорее всего, с сокращением доли компаний западных представителей. Случаев обращения новых европейских компаний у нас нет, а вот уже работающие предприятия и организации практически не привозят новых иностранных сотрудников. Так, например, одна из французских компаний, два-три раза в месяц обращавшаяся с целью поиска квартир для сотрудников европейцев, последний раз это делала полтора года назад. Квартиры сегодня арендуются преимущественно для наших соотечественников.
Китайские компании тратят на квартиры от 300 тыс. рублей в месяц
Илья Менжунов, директор Департамента элитной недвижимости компании «Метриум Групп», рассказывает об увеличении количества клиентов из-за рубежа на рынке элитной недвижимости. В отличие от коллег, он говорит не только об арендаторах из Китая, но и из Европы. При этом китайские топ-менеджеры предпочитают более дорогое жилье (от 300 тыс. рублей), европейцы стали скромнее (от 150 тыс. рублей), россияне же обладают еще более скромными потребностями. В целом же на рынке «корпоративной» аренды появляются предпосылки для роста цен:
— С самого начала 2016 года действительно увеличивается интерес к аренде, особенно со стороны иностранцев. В основном это выходцы из Европы и Азии (из Азии преимущественно китайцы), которые работают в крупных международных корпорациях и организациях, дипломаты и их семьи. Китайцы предпочитают арендовать достаточно дорогие лоты, стоимостью от 300 тыс. рублей и выше. Для них принципиально важно жить в центре столицы, причем место работы может быть удалено. Европейские арендаторы снимают менее дорогие объекты — от 150 тыс. рублей, для них самый важный фактор — это близость жилья к месту работы.
Что касается арендаторов из провинции, то здесь разброс предпочтений существенно выше. Они могут арендовать как сравнительно недорогие лоты на вторичном рынке (ниже 100 тыс. рублей), так и квартиры в элитных жилых комплексах. В совокупности бизнес-туристы составляют существенную долю рынка аренды премиального жилья, поэтому не исключено, что ставки в этом сегменте будут расти на фоне оживления экономической активности, — заключает эксперт.