Обладатель «Золотой пальмовой ветви» и автор фильма «Слушая Бетховена» сказал на фестивале: «Для министра культуры мой показ в Каннах – праздник со слезами на глазах». Перед показом, в котором участвовали со своими короткометражками совсем еще молодые режиссеры из Южной Кореи, Франции, Бразилии и других стран, Гарри Бардин обратился к аудитории: «28 лет назад кого-то из вас еще не было на свете, а я уже получал здесь «Золотую пальмовую ветвь». Существует два мнения после показа любого короткометражного фильма. Первое – «Жалко, что он кончился». Второе – «Хорошо, что он короткий». Мы надеемся на первое».
В 1988 году Бардин получил на Каннском кинофестивале награду за короткометражный мультфильм «Выкрутасы» из рук мировой дивы Клаудии Кардинале. «Этот фестиваль - главная точка отсчета после братьев Люмьер. И то, что я здесь – подтверждение моей профессии, - говорит Гарри Яковлевич. – Мой фильм о свободе, о том, чего мне сегодня не хватает в моей стране. «Слушая Бетховена» отличается от других картин, которые я делал. Я на нее ни копейки не взял у министерства культуры. Для министра культуры мой показ в Каннах – праздник со слезами на глазах. Люди, которые любят мои картины, собрали весь бюджет «Слушая Бетховена». Я всю жизнь работал на моего зрителя, и вот теперь он отплатил мне своей любовью. Полтора года создавалась картина. Она рукотворная. В ней нет компьютерной графики». На экране сквозь серые плиты все время прорастают зеленые ростки. Но тут же появляются страшные грохочущие механизмы и уничтожают эту поросли. А она появляется вновь. И так многократно, пока земля не превратится в цветущий сад, уничтожить который не в силах самая тяжелая техника. Гарри Бардин рассказал, как после московского показа, на который собралась интеллигентная публика, одна зрительница сказала: «Как я вас понимаю. Я так же на даче борюсь с сорняками». Лучшей рецензии не написать. А фильм можно считать не политическим, а экологическим. И ведь не поспоришь против такой точки зрения.
Обозреватель «МК» задал Гарри Бардину несколько вопросов за полтора часа до мировой премьеры фильма «Слушая Бетховена».
- Как ваш фильм попал на Каннский фестиваль?
- Я передал диск каннскому отборщику Жоэлю Шапрону. Фильм его не впечатлил. После этого я показал картину моему дистрибутору, а он уже отправил фильм сюда, в Канны. Мой сын, посмотрев его, сказал: «Папа, спасибо тебе за надежду». Руководитель «Двухнедельника режиссеров» почти повторил слова моего Павла. «Спасибо за симфонию надежды» - вот его слова. Должен вам признаться, что у меня искусственно созданный оптимизм. Я продолжаю верить в лучшее, чтобы не происходило.
- Вы сказали, что выбраться сюда вам помогла глава «Роскино» Екатерина Мцитуридзе. Что это значит?
- Узнав, что я приглашен в «Двухнедельник», Катя поинтересовалась: «Кто вам оплачивает поездку?» Я ответил: «Я и оплачиваю». После этого Катя окружила меня своей заботой. Поддержала нас и Ассоциация анимационного кино. Вместе они взяли на себя расходы по моему перелету и проживанию на фестивале, за что я им очень благодарен.
Екатерина Мцитуридзе разъяснила МК», что от Министерства культуры ее организация получает в течение года на все проекты 28 миллионов рублей. А мероприятия только в Каннах тянут на 32 миллиона. Для сравнения привела одну цифру: Китай выделяет только на мероприятия по продвижению своих фильмов в Каннах 3 миллиона евро. «Мы берем энтузиазмом и любовью к кино» - так завершила она свой рассказ.