Виртуальный инструмент реальных продаж: о VR в недвижимости

Технологии бегут семимильными шагами, и рынок жилой недвижимости старается поддерживать заданный темп. И если для многих из нас виртуальная реальность ассоциируется с развлечениями (компьютерные игры, аттракционы, кино), то девелоперы разглядели в ней иной функционал — маркетинговый.

Добро пожаловать в Матрицу, Нео

Технология виртуальной реальности существует довольно давно, однако лишь в последние два-три года она вышла в "массы". В первую очередь, это связано с компьютерными играми, которые сейчас превратились в индустрию, как минимум не уступающую (по доходам, обороту средств, вниманию аудитории, оказываемому влиянию и пр.) мировому кинематографу. Именно в расчете на геймеров гиганты вроде Google и Sony занялись разработкой и выпуском собственных VR-устройств. И хотя глобальной революции не произошло, компании продолжают развивать данное направление, понимая, что будущее стоит именно за такими проектами.

В частности, подтверждается это и цифрами. Аналитики IDC предрекают, что в 2018 году объем мирового рынка технологий дополненной и виртуальной реальности (AR/VR) вырастет почти на 95% по сравнению с 2017 годом и достигнет 17,8 млрд долларов. Более того, в ближайшие пять лет он, как ожидается, будет ежегодно удваиваться.

Вскоре потенциал VR разглядел и другой бизнес, в том числе девелоперский, и все чаще в офисах продаж стали появляться устройства для "входа в Матрицу". Зачем они потребовались? Во-первых, не всякий покупатель представляет себе, как будет выглядеть квартира, которую он планирует купить, и не всегда у клиентов и риелторов есть желание и возможность посмотреть помещение вживую. Во-вторых, шоурумы, способные решить эту проблему, наличествуют далеко не у каждого застройщика. Вот здесь и приходят на выручку современные технологии.

Новая реальность

Условно в сфере недвижимости можно выделить два основных направления для использования VR: презентация существующих и только проектируемых объектов. В первом случае достаточно просто отснять объект на панорамную камеру (360 градусов), а затем подготовить VR-версию видео. Что касается проектируемых объектов, то здесь потребуется полное 3D-моделирование.

Бывает, что покупателю предлагают совершить цифровую прогулку по интерактивным комнатам, в которых доступны десятки видов планировочных решений. "Они представлены в готовом виде с отделкой и меблировкой. Во время VR-тура на пол комнаты проецируется планировка с указанием размеров для полного погружения", — рассказывает Надежда Коркка, руководитель проектов комфорт-класса департамента продаж Группы ПСН.

Михаил Ривлин, заместитель председателя правления "Охта Групп", отмечает и другую важную "фишку": участники таких показов могут оценить не только интерьеры комнат, но и вид, который открывается из окон. Например, во время путешествия по клубному дому Art View House в панораме оказывается набережная Мойки, Исаакиевский собор, Крюков канал, Мариинский театр. Можно выйти на балкон или террасу, подняться или спуститься на любой этаж. "При этом все создавалось очень кропотливо с точностью до сантиметра: была использована специальная автовышка, при помощи которой делались натурные съемки видов с каждого этажа будущего дома по всему периметру", — делится деталями топ-менеджер.

Сейчас на рынке представлено большое количество VR-устройств. Из самых массовых и популярных можно назвать Oculus Rift, Samsung Gear VR, Sony PlayStation VR, HTC Vive, Microsoft HoloLens. И если менее продвинутые модели стоят довольно недорого, то цена более классных гаджетов легко пересекает отметку в 100+ тыс. рублей. Скажем, уже упомянутые очки HoloLens обойдутся владельцу в сумму около 300 тыс. рублей. В некоторых случаях речь и вовсе идет о миллионных тратах.

К слову, именно этот фактор — стоимость — девелоперы и называют основным минусом использования VR. В Urban Group, например, применяют одну из последних версий HTC Vibe. Стоимость комплекта из высокопроизводительного компьютера и такого оборудования составляет около 150 тыс. рублей. "Но важно помнить, что это лишь часть необходимых затрат, существенных сумм стоит разработка 3D-моделей, и конечная цена зависит от их качества и проработки", — акцентируют в компании.

Иногда VR показывает клиенту и недостатки презентуемого проекта. Например, они могут обнаружиться в планировках или в видах из окон. Менеджер, показывающий квартиру "живьем", способен управлять эмоциями потенциального покупателя, нивелировать негатив, сразу работать с возражениями, предоставить разные варианты, рассказать о них. "Я уверен, что, если провести покупателю две презентации одного и того же объекта недвижимости, но одну с помощью VR, а другую — грамотным менеджером "по старинке", то продажу осуществит именно второй менеджер", — уверен Олег Ступеньков, руководитель консалтинговой компании "ТОП Идея".

Еще один недостаток — всякого рода технические ограничения. Устройства еще не способны передавать сверхкачественную картинку, а задержка при обсчитывании движений еще вполне ощутима. Кроме того, человеческий организм не всегда "правильно" реагирует на погружение в "цифру": головные боли, чувство тошноты — нередкие спутники в виртуальных путешествиях.

Однако плюсов у этих технологий все же больше.

Инструмент — виртуальный, деньги — реальные

На рынке жилой недвижимости количество компаний, использующих VR в продажах, постоянно растет, хотя данные несколько разнятся. Михаил Петраков, заместитель генерального директора по информационным технологиям ГК "Пионер", говорит, что в Москве от 20% до 30% девелоперов или разрабатывают соответствующие приложения, или уже ввели их в повседневную практику. Похожими цифрами оперирует и Елена Громова, коммерческий директор ГК «Кортрос»: "Фактически такие технологии используют не более 20% участников рынка. Думаю, что через пару лет процент увеличится более чем в два раза", — делает прогноз эксперт.

А вот генеральный директор ГК "Атлант" Роман Лябихов видит ситуацию иначе. По его словам, большинство застройщиков задействуют VR-устройства лишь в рамках специальных мероприятий, выставок и презентаций новых объектов "для более наглядной демонстрации основных преимуществ своего проекта". И лишь единицы используют подобные технологии на постоянной основе. Как правило, данным инструментом пользуются в основном некоторые девелоперы и риелторы элитной недвижимости, реже — в бизнес-классе, делится руководитель.

Для Елены Земцовой, управляющего партнера Delta estate, очевидно, что использование таких гаджетов — уже устойчивый тренд, создавший абсолютно новый интерактивный формат презентации объектов. Она подчеркивает, что VR нельзя рассматривать как самостоятельный инструмент прямых продаж, который серьезно повысит конверсию, но он пригодится в другом: позволит повысить заинтересованность клиента, создать вау-эффект и сыграет на пользу имиджа компании.

В Urban Group имеют другую точку зрения. PR-директор компании Олег Быков отмечает, что подобные технологии положительно влияют на темпы продаж. Кроме того, они позволяют отказаться от идеи создания дорогостоящего шоурума, и только один этот фактор позволяет получить существенную финансовую отдачу.

Уверен в обоснованности использования VR и Михаил Ривлин. "Это не только имиджевая вещь, а вполне реальный инструмент продаж. Покупатели, которые воспользовались созданными нами гаджетами, охотнее шли на сделки", — рассказывает топ-менеджер. Тем самым подтверждается наблюдение, что при покупке недвижимости клиент зачастую ориентируется не на рациональную, а на эмоциональную составляющую, приобретая из возможных вариантов именно тот объект, который его больше впечатлил, и как раз этот эффект оказывает VR.

"По расчетам зарубежных аналитиков (Borrell Associates, Land Institute of Japan) годовой оборот рынка недвижимости составляет 107 млрд долларов, официально в мире работает более 3 млн риелторов. К 2020 году VR-технологиями будут пользоваться 130 тыс. риелторов, доходы от продажи недвижимости составят 750 млн долларов, а к 2025 году эта сумма увеличится до 2,6 млрд долларов", — приводит данные Валерий Кузнецов, директор по продажам RDI.

Если подводить итог, то все эксперты, опрошенные нашим порталом, проявили единодушие: VR — это уникальный инструмент, который должен быть в арсенале каждого застройщика. Российский рынок по-прежнему отстает от западного на несколько лет, поэтому бум таких технологий в сфере недвижимости еще только предстоит. А благодаря дальнейшему развитию устройств для "попадания в Матрицу" и удешевлению точки входа в цифровую реальность масштабы, захваченных VR территорий, станут поистине гигантскими.