Восстановление бухгалтерского учета

2021-10-13

Автоматизация упростила жизнь предпринимателям и финансистам. Но полностью человеческий фактор она не исключила. Даже в самом отлаженном учете случаются ошибки. Возникают сбои во взаимодействии, недоразумения, подчас даже конфликты с контролирующими органами, поставщиками, задерживают зарплату работникам. Если все так и оставить, в бизнесе может возникнуть серьезный простой и спад прибыли. Поэтому восстановление бухгалтерского учета в Минске остается одной из острых проблем.

Что такое восстановление бух учета

Под восстановлением бухучета понимают приведение бухгалтерии в соответствие с требованиями законодательства и внутренними делами фирмы. Здесь нет единого стандарта, все зависит от ситуации, глубины сбоя и критичности сроков подъема документов. В зависимости от последней восстановление может быть:

  • Плановым
  • Срочным.
  • Экстренным.

Два последних метода применяют, если ожидаются ревизии, проверки.

Причины

Сбои в электронных системах, внутренней корреспонденции не случаются сами по себе. К ним приводят обычно цепочка взаимосвязанных факторов, уходящая к главной причине:

  • халатности, отсутствие компетентности директора;
  • форс-мажор непреодолимой силы (пожар, взрыв, землетрясение);
  • ошибки финансиста;
  • намеренные вредительские действия (например, со стороны уволенного главбуха).

Все это приводит сначала к тому, что в сводках появляется не та цифра, данные вносятся с опозданием. На первый взгляд это мелочь, но постепенно таких мелочей становятся много и они могут уже привести к коллапсу.

Алгоритм восстановления

Поднимать бухучет сложно даже после небольших сбоев. Решение вопроса займет несколько этапов.

  • Анализ. Изучают глубину произошедшего сбоя, определяют объем информации, документов, которые предстоит восстановить. Обычно речь идет о сверочных актах, корреспонденции с ПФР, партнерами, дистрибьюторами, налоговиками, всех бухгалтерских документах
  • Составление плана восстановления. Подробно расписывают, что и в какие сроки следует поднять. План представляют для одобрения и утверждения директору, после чего он издает официальное распоряжение.
  • Выявление нарушений, стратегические рекомендации аудиторов, финансовых консультантов.

Обязательно делают запрос в архивы, налоговую службу, дистрибьюторские, партнерские фирмы. После получения документов их систематизируют, сверяют. Убедившись, что документы восстановлены в правильном виде, составляют отчет для директората, отправляют декларации в налоговую службу.

Что будет, если бухучет не восстанавливать

Если закрывать глаза даже на мелкий сбой, то некорректные цифры в сводках и отчетах - меньшая неприятность, с которой предстоит столкнуться коммерсанту. Утерянные или неверные данные - практически неограниченный простор для злоупотреблений и хищений. Небрежному руководителю стоит сразу настроиться на то, что нечестные сотрудники или партнеры успеют воспользоваться ситуацией и значительно опустошат запасы фирмы.

Конфликт с налоговой станет не просто вероятным, а неизбежным из-за постоянно накапливающихся ошибок и неверно заполненных деклараций. И тут директора ждет целый ряд "сюрпризов" в виде:

  • штрафа;
  • арестованных банковских счетов;
  • принудительных работ;
  • запрета на ведение бизнеса в конкретных категориях.

В особо серьезных случаях можно лишиться не только прибыли, но и свободы (до полугода). Впрочем, даже если все обошлось меньшей кровью, фирма уже попала в поле наблюдения налоговиков и они будут пристально наблюдать за ней.

Сбои бывают разные. Некоторые настолько глубоки, что самостоятельно фирма поднять данные и привести их в корректный вид не сможет. На помощь придет аудиторская или консалтинговая фирма. За их услуги тоже придется заплатить. Но эти траты ничтожно малы по сравнению с теми, которые ждут бизнес, если он продолжит увязать в проблеме.