VR-риелтор. Как продавать недвижимость, которой ещё нет

Риелтор-профессионал следит за техническими новинками в сфере продаж. Сегодня технологическое новшество — завтра незаменимый рабочий инструмент.

Решил разобраться, как риелтор может использовать виртуальную реальность (VR). Многие интернет-площадки давно предлагают 3D-туры для продажи недвижимости, но панорамная картинка, которая в них используется, это далеко не VR. Виртуальная реальность — это созданный техническими средствами мир, создающий иллюзию реальности. То есть такая «картинка» в которую можно полностью погрузиться.

Представьте, что для показа квартиры вам больше не нужно ехать с клиентом в эту самую квартиру. Вы сидите в уютном офисе и принимаете потенциальных покупателей, устраивая им виртуальные туры. Согласуете время посещения, а потом с чашечкой кофе на рабочем месте проводите клиента по виртуальным комнатам, нацепив на него шлем. Помимо всего прочего, клиент может менять вид интерьера в виртуальной квартире и чувствовать себя, в прямом смысле, как дома. Звучит неплохо.

Самое интересное, что уже сегодня существует возможность виртуального тура по объекту, который только строится. Готовят типовую квартиру, которую оцифровывают и делают VR-копию. В этой копии согласно дизайн-проекту соблюдаются размеры помещения, высота потолков и проемов, используемые отделочные материалы, направления раскладки плитки или паркета, планы размещения розеток и прочее. Для презентации готовится выставочный зал. В зале пустые стены и только VR-шлем с консолью управления, а посмотреть в нём можно все квартиры в ещё только строящемся ЖК. Не просто посмотреть — «пожить» в них. Пусть ненадолго, почувствовать себя владельцем. В таком виртуальном гнёздышке, пользователь может выбирать и устанавливать мебель, менять цвет обоев, даже снести ненужную перегородку. Людям нравится взаимодействовать с продуктом и видеть, что они получат в итоге. Виртуальная реальность — это прекрасное сочетание бизнеса и развлечения. Развлечения любят все.

Что нужно для VR-тура

В виртуальную реальность не погрузиться без очков или шлема. Самые простые VR-очки стоят 200—500 рублей. По сути, это простая картонная коробочка с парой линз. Такие часто выдают участникам массовых мероприятий: посетителям выставок и конференций. В эту коробку нужно вставить смартфон, скачать приложение и открыть специальную ссылку в интернете. На такую картонку, кстати, легко нанести логотип агентства недвижимости или застройщика. Более дорогие очки из пластика, в них может быть индивидуальная настройка расстояния между линзами, наушники и более крутые линзы. Но принцип у них тот же — для них нужен смартфон. Цены от 500 рублей до 10 тысяч. Профессиональные очки или шлемы работают как отдельные устройства — их не нужно подключать к смартфону. У них есть встроенный дисплей, своя операционная система, датчики, джойстики или перчатки. Стоят такие от 25 до 70 тыс. рублей.

Чтобы погрузиться нужно, чтобы было куда погружаться. Принцип моделирования 3D-туров и VR-туров схож — это съёмка 360°. Поэтому две эти технологии часто путают (или намеренно выдают одну за другую). Для такой съёмки используется специальная камера. Например, Jump от Googl представляет собой кольцо из 16 камер. Этакий многоглаз, который благодаря мощным компьютерным вычислениям превращает 16 видеодорожек в одно стереоскопическое видео. Камера от Matterport работает по-другому, использует систему сенсоров и сканирует пространство. Процессор анализирует данные и создает реалистичную модель интерьера помещения. Камера сдается в аренду, не все готовы купить её за 400 тыс. рублей для одной-единственной съёмки. Процесс создания виртуальной копии трудоемкий. Ресурсы Matterport (она сейчас лидер на рынке оцифровки реальных помещений) позволяют обрабатывать только до 1 тыс. виртуальных объектов в неделю.

Все данные от съёмки камерой Matterport обрабатываются только на серверах компании и это тоже стоит денег. Питерский Planoplan Олега Кальника предлагает «бюджетный» вариант виртуальных моделей квартир. Студия работает без сканирования помещений, только по чертежам. В среднем Planoplan берёт 20 тыс. рублей за макет с абонплатой за пользование сервисом на год для одной квартиры. Это вариант для просмотра на смартфоне с недорогими очками. Полноценный шоу-рум для VR-туров будет стоить от 300 тыс. рублей без учёта абонплаты и оборудования.

Перспективы VR-продаж

Инвестиционный банк Goldman Sachs провёл в 2016 году исследование развития рынка VR-технологий. Виртуальные продажи недвижимости входят, по их мнению, в девятку самых перспективных областей применения технологии. В 2020 году VR-продажами будут пользоваться приблизительно 130 тысяч риелторов по всему миру, а доходы от таких продаж составит 750 млн долларов. В 2025 году пользователей технологии будет уже 300 тысяч, а сумма дохода увеличится до 2,6 млрд долларов. С развитием VR-технологий снизится потребность в интернет-рекламе, особенно при работе с недвижимостью за границей.

Аналитики рынка обещают, что уже в 2018 году виртуальная реальность станет привычным явлением во всём мире. В сфере продаж недвижимости будут развиваться такие покупательские сценарии:

- клиенты будут приходить в специальные шоу-румы или оборудованные офисы для VR-экскурсии;
- риелтор будет приходить к клиенту с устройствами виртуальной реальности для презентации недвижимости;
- оборудование будет устанавливаться в местах с большой проходимостью, например, торгово-развлекательных или выставочных центрах.

Последний сценарий начнёт заменять стенды с макетами жилых комплексов в ТРЦ. Любой сможет совершить виртуальную прогулку по строящемуся зданию, а на экран будет выводиться всё, что он видит, чтобы «зацепить» проходящих мимо.

Что в итоге

Риелтор постоянно разрывается между переговорами и показами, когда жизнь превращается в чехарду с разъездами. Иногда приходится показывать только котлован будущего дома, что, согласитесь, не помогает продаже. Экскурсия в очках виртуальной реальности решает эту проблему. Пока это дорого и непривычно, но со временем виртуальная реальность станет делом обыденным. Риелтору, который хочет быть успешным, надо быть к этому готовым. Возможно, лет через десять 3D-камера станет такой же доступной штукой, как смартфон